Версия для слабовидящих

Все лучшее - детям

« Назад

30.10.2020 16:36

В столице продолжается V Фестиваль музыкальных театров России "Видеть музыку", проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры России и Фонда президентских грантов. Его обширная программа, рассчитанная на ежевечерний показ спектаклей в течение полутора месяцев и на приезд в Москву большого числа театров со всей России, а также из-за рубежа (Казахстан, Узбекистан, ДНР), к сожалению, претерпевает заметные изменения в силу пандемийных обстоятельств. Но фестиваль не сдается, а марафон продолжается: на место выбывших участников вдруг неожиданно встают новые, и праздник музыкального театра идет полным ходом.

Значительное место в фестивальной афише как всегда занимают музыкальные спектакли для детей. Стоит упомянуть всех героев, кто к сегодняшнему дню не побоялся показать свои работы на всероссийском форуме. Детский музыкальный театр имени Наталии Сац подарил встречу с балетом "Картинки с выставки", Музыкальный театр Геннадия Чихачёва – с "Мюзиклом на чердаке", "Геликон-опера" - с оперой "Золушка" (но не Россини, Массне или Бориса Асафьева, а азербайджанского советского композитора Леонида Вайнштейна, ученика великого Кара Караева), Московский детский театр эстрады – с мюзиклом "Принцесса на горошине", Русский народный ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной – с литературно-музыкальной композицией "Если бы я был взрослым", а Новоуральский театр музыки, драмы и комедии – с музыкальной сказкой "Серебряное копытце". О двух последних стоит сказать особо.
_DSC8370_Fotor
Вячеслав Корниченко для афиши спектакля "Если бы я был взрослым" Фото: Елена Мартынюк. Предоставлено Пресс-службой Ансамбля "Россия" им. Л.Г.Зыкиной
 
"Если бы я был взрослым" является спектаклем так называемой офф-программы фестиваля, где собраны работы коллективов, которые не являются членами АМТ. Более того, это – самостоятельные проекты, вообще созданные вне стен стационарных театров, что для российской музыкальной сцены – ситуация, если и не уникальная, то определенно исключительно редкая, требующая от своих создателей незаурядных сил и ресурсов. Поэтому фестиваль и решил поддержать этих смелых и фанатично влюбленных в музыку и театр людей, и представить широкой публике их проекты.

Литературно-музыкальная композицию по знаменитым "Денискиным рассказам" В. Драгунского представили Ансамбль "Россия" им. Л. Зыкиной (худрук Дмитрий Дмитриенко) и актер театра и кино Вячеслав Корниченко. Это – и не совсем музыкальный театр в чистом виде – скорее, драматический авторский моноспектакль, в котором музыкальное оформление, музыкальное сопровождение играет заметную роль. Вооружившись любимой книжкой, актер Корниченко вместе с музыкантами и дирижером рассказывает о безвозвратно ушедшем времени своего детства, в котором еще живут школьные капустники, пионерские галстуки, сатирики и коллективные походы в цирк, где всем классом еще играют в прятки и всей семьей собираются кушать арбуз. Ностальгия по советскому детству – доброму, безоблачному, светлому, яркому, незатейливому и искреннему – это невероятный интерактив, когда актер незаметно вступает в диалог с современной детской аудиторией, в игру со зрительным залом, и оказывается, что современным малышам и подросткам это все понятно и близко. Они также хотели бы гонять во дворах мяч, ловить букашек, хозяйничать на кухне или до упаду смеяться над какой-нибудь ерундой. Более того, они это все делают в той или иной степени, гаджеты не заменили, слава богу, им детство и реальную жизнь, и никакой непреодолимой пропасти между советским детством и детством дня сегодняшнего по большому счету и нет.

Доверительная беседа, следующая сюжетной канве рассказов Драгунского, но в то же время – свободная, игровая, сопровождается кино- и фотохроникой советского времени, черно-белыми изображениями счастливых смеющихся детских мордашек, когда, действительно, и жизнь была хороша, и жить было хорошо. А еще звучит музыка – Андрея Эшпая из кинофильма "Карьера Димы Горина", "Элегия" В. Полевого, "Старинный гобелен" И. Тамарина, "Осенний мечтатель" В. Савчика, "Галоп" А. Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова "Маскарад" и многое другое: она создает настроение тепла и уюта, некоторой беспечности и светлых надежд. Доверительная интонация Корниченко и ласковые звуки русских народных инструментов оставляют в душе у публики ощущение прикосновение к чему-то подлинному, не наносному, истинно прекрасному.
201634rte1
Сцена из спектакля "Серебряное копытце". Фото предоставлено Пресс-службой фетиваля "Видеть музыку"
 
Вообще детская программа фестиваля – это возможность посмотреть выдающиеся музыкальные спектакли для юных зрителей, которые были поставлены в российских театрах за последние пару сезонов. Она включает в себя спектакли для детей любого возраста: для тех, кто еще только учится говорить, и для тех, кто уже ходит в старшие классы школы.

Спектакль Новоуральского театра из Свердловской области – такой, что подойдет юному зрителю любого возраста. Уральская земля богата на истории и сказы – трудная жизнь среди суровых лесов и холодных зим сподвигала на народное сочинительство, в результате чего родился особый русско-уральский фольклор. Великий писатель Павел Бажов когда-то запечатлел все это на страницах своих бессмертных произведений – не все стало одинаково популярным, но вот уж рассказ про забавного старика Кокованю и про волшебного козлика-оленя знает, наверное, каждый.

Как вещь ручной работы, спектакль "Серебряное копытце", весь целиком словно соткан из уютных кусочков цветной ткани, толстых ватных одеял, простой человеческой заботы, мурлыканья кошки и вечерних золотистых огоньков в окошках нахохлившихся на морозе домиков. Он наполнен старинными прибаутками и заигрышами, запахом калачей на ярмарке, катаниями на санках и веселыми играми деревенской детворы, весельем горок и предновогодним ожиданием чуда.
Фольклорная основа – сама суть и самое ценное в спектакле. Разномастье народной музыки, песенок и известных всем, и не таких популярных, колоритный уральский говор персонажей, акапельное преимущественно звучание, когда хоровой ансамбль выполняет фактически функцию и хора, и оркестра (хормейстер и музрук Евгения Решетникова), обрядовые пляски, главным образом хороводные (хореограф Наталья Володькина), простая, но яркая сценография в лубочном стиле (художник Мария Скобелева), контрастный выразительный свет (Антон Ежов), магическая видеопроекция (Сергей Рычков) – все вместе работает на создание атмосферы ярмарочного балаганного театра-интерактива, где публика – не просто внимает, но активно участвует в действе. И дело не только в том, что забавные большеголовые кошки-мурёнки периодически выходят в зал и любезничают с малышами – от спектакля Анастасии Старцевой идет такой мощный энергетический выплеск, такой заряд, что в водоворот этой народной притчи-мистерии оказываются вовлеченными все, присутствующие в зале, от мала до велика. Ну а когда на сцене появляется огромный, светящийся изнутри олень с ветвистыми рогами – тут уж восторг у зрителей полный: чудо!

Свердловские артисты очень органичны в этом материале – колоритный, исконно-сермяжный Владимир Розин (Кокованя), пугливая и нежная Анна Костарева (Дарёнка), обстоятельная Людмила Можняк (Баба, которая всё знает), притворно-ехидная Оксана Томилова (Мачеха), лихой-разбитной Андрей Варивода (Шебутной парень), томная и ласковая хитрованка Любовь Будилова (Мурёнка). Ярким хореографическим эпизодом запоминается Огневушка-поскакушка Елены Абрамовой.