Версия для слабовидящих

Владислав Афанасьев "Не мыслю себя вне музыки"

« Назад

03.06.2017 16:06

В Ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной полным ходом идет сороковой, можно сказать, юбилейный сезон. Музыканты усиленно репетируют, живут в напряженном режиме гастролей, концертов, новых проектов... И мы в редакции Электронной газеты «Культурный год» стараемся, чтобы вы, наши читатели, ничего не пропустили и оставались в самом центре самых интересных событий из жизни ансамбля. Но мы не забываем знакомить вас с нашими музыкантами, ведь они являются самой большой ценностью ансамбля, - ведь ансамбль «Россия» - это коллектив солистов. Сегодня мы познакомим вас с самым молодым представителем этого уникального коллектива Владиславом Афанасьевым — музыкантом, ставшего в этом году лауреатом международных конкурсов и золотым медалистом.

Iv83lZjMtds Этот сезон принес тебе победы. Расскажи о них.

В этом году я принял участие в двух конкурсах. Первый - XVIII Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» имени А.Л. Репникова, в котором я был удостоен звания лауреата конкурса и Гран -при. Конкурс проходил С 7 по 14 апреля 2017 года в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

Ты имеешь в виду конкурс "Кубок Севера"?

Раньше был конкурс "Кубок севера", проводившийся в Череповце с 1990 по 2006 годы, в то время, как существовал и другой конкурс, который так и назывался "Конкурс имени Репникова". Это имя очень значимо в среде народников. Репников был выдающимся композитором, исполнителем и педагогом. Так вот раньше это были два разных конкурса, которые в этом году решили объединить. В таком виде и под таким названием конкурс проходил в этом году впервые. Так что эту победу можно смело помножить на два.

Большая была конкуренция?

К
онкуренция у нас была очень высокая, все участники были большими мастерами!Различия в баллах минимальные. Стоило большого труда всем участникам подготовить программу на три тура. Да и сам факт участия в этом конкурсе, уже достоин уважения и внимания к каждому из участников... В секции «Струнные щипковые инструменты» (Балалайка-прима, домра малая, домра альтовая), в так называемой "ВУЗовской" категории, в которой соревнуются только студенты, или выпускники высших учебных заведений, принимали участие порядка пятнадцати музыкантов из Москвы, Санкт - Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска... Практически со всей России. Были так же заявлены участники из Белоруссии и Украины... Обидно, что участники из Украины так и не приехали на конкурс, - не хочется думать, что музыкальные конкурсы окажутся на территории международных распрей, где людям искусства совсем не место. Впрочем, разные ведь могут быть причины и я напрасно расстраиваюсь...

Расскажи как проходил этот конкурс.

Конкурс проходил в три тура. Первые два из них все участники должны были выступить с концертмейстером. Хочу, пользуясь случаем, сказать спасибо моему концертмейстеру Нелли Пчелинцевой. Она переживала за каждое мое выступление не меньше, чем я и это очень помогало собраться и довольно достойно отыграть программу. А вот третий тур подразумевал выступление с оркестром. Здесь уже огромную роль сыграла моя практика работы в Ансамбле "Россия" имени Людмилы Зыкиной. Я понимал, что работа в ансамбле научила меня слушать, а это, как однажды сказал в одном интервью наш художественный руководитель Дмитрий Дмитриенко, самое ценное и важное умение любого музыканта. Участвуя в третьем туре этого конкурса я имел возможность в полной мере понять на сколько это умение важно. За это я благодарен ансамблю "Россия", моим коллегам музыкантам, Дмитрию Сергеевичу за то, что работаю в этом замечательном коллективе.

7aprelja_ks Отдельное спасибо мне хочется сказать своему конкуренту в этом конкурсе, замечательному музыканту из Нижнего Новгорода, Косте Носыреву, за достоинство и честную борьбу. Можно сказать, что конкуренции, как таковой у нас не было, - мы ведь должны были с ним разделить первое место. Для того, чтобы его занять, необходимо было набрать 46 баллов, а у нас, с Костей было больше. Так мы и работали в полном убеждении, что победим с ним вместе, на двоих... Мы с ним даже в какой то степени подружились... А вот перед самым награждением жюри пересчитало балловый порог и оказалось, что у меня 49,1 балл из 50, а это Гран - при.

А второй конкурс?

Всероссийский конкурс «Дельфийские игры» . На подготовку к нему у меня оставалось всего два дня . Это широко известный конкурс, в котором более тридцати разных номинаций, самых разных жанров и видов искусства. Народников участвовало порядка десяти, - это все те ребята, которые прошли региональные этапы конкурсной программы и теперь съехались для участия в его торжественной финальной части. Конкурс проходил в два тура, только с концертмейстером... В этом конкурсе я получил золотую медаль. Не первую, кстати! В 2004 году я участвовал в Дельфийских играх от Хабаровского краевого колледжа искусств и тоже тогда был удостоен этой награды. Единственная досада, что конкурсы в этом году не очень хорошо финансируются, поэтому нам уже сообщили о том, что денежных премий не предвидится... Но поводов расстраиваться очень мало, - все таки все участники получают колоссальный опыт общения, творческого обмена, самовыражения... Это бесценно. Очень хорошо, что такие конкурсы существуют!

Ты сейчас совмещаешь такую сложную работу в Ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной с обучением в ВУЗе, успеваешь при этом принимать участие в конкурсах, у тебя есть какие то свои сольные проекты... Это говорит о том, что ты целенаправленно движешься в профессии, вопрос выбора уже не стоит... Что тебя привело к ней?

В детстве я очень хотел научиться играть на гитаре и моя мама отвела меня в музыкальную школу. Тогда я оказался совсем маленький для такого большого инструмента и мне предложили заниматься на домре. Вот так все и началось. Тогда мне очень повезло с педагогом Малеевой Ириной Вениаминовной. Она дала мне колоссальную школу игры, привила, можно сказать, любовь к этом у инструменту и в целом к народной музыке. А затем, мама все ждала, когда я начну становиться врачом или юристом, но я уже тогда склонялся именно к музыке. Тогда только папа меня поддерживал и в моем стремлении и моей надежде продолжать обучение музыке. Тогда я поступил в Хабаровский краевой колледж искусств, в класс педагога Аси Георгиевны Фурта, у которой был свой оркестр, приобретший статус филармонического. Так сложилось, что с самого первого курса я уже начал играть в этом оркестре. Годы обучения в колледже стали для меня довольно ярким периодом в моей жизни. Сейчас я уже не мыслю себя вне музыки. Помню, как приехал однажды домой, на Дальний Восток и сообщил, что теперь я работаю в Ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Какой это был восторг! Ведь все у нас в доме обожали ее, пели ее песни. Дедушка всегда слушал только ее пластинки... Даже мама, которая всегда сокрушалась, что, мол, нужна более серьезная профессия, а место музыки в жизни мужчины может быть только в виде хобби, с этим событием стала как то более внимательно относиться к тому, что я делаю, советовать мне взять что то в репертуар, стала лучше разбираться в народной музыке и, кажется, стала серьезнее к ней относиться.

А чем отличается народная музыка от всей остальной музыки?

Не знаю что и сказать. Это наверное на генетическом уровне. Что то такое отзывается в самом сердце, когда слушаешь русскую народную песню, или даже русский романс... Это совершенно ясно живет в душе, но названия этому наверное еще не придумали.

Ты ведь сейчас обучаешься в институте?

Да. Я учусь на третьем курсе Академии им. Гнесиных в классе Александра Андреевича Цыганкова. К нему именно я и ехал в Москву поступать. Это для нас самый большой мэтр. Будь он педагогом в каком — нибудь ВУЗе, скажем, в Сызрани, я поехал бы поступать в Сызрань.

08gYmt5H5Hs

Трудно совмещать обучение в институте и работу в Ансамбле?

Как только я поступил в Гнесинку, педагог сразу посоветовал мне полностью посвятить себя обучению, по крайней мере на первый год, постараться не участвовать в конкурсах, не торопиться искать себе работу. Мне ведь нужно было освоить технику, «переставить руки», как говорят в среде музыкантов... Было конечно трудновато. Но сейчас я понимаю, что это было необходимо. Я тогда и не думал ни о каких выступлениях. Только в конце первого курса я отважился себя испытать. Первый конкурс, на который я отправился в статусе уже студента, это был конкурс в Перми, а после него сразу был конкурс им. Паницкого в Саратове. На обоих конкурсах я получил первое место. Только после этого, как мне тогда казалось, триумфа, мой педагог спокойно сказал мне, что теперь можно задуматься всерьез о дальнейшем своем становлении как профессионального музыканта. И я стал задумываться.

Стал ходить на прослушивания?

Не сразу. Я скорее сам стал серьезно прислушиваться. В то время, когда я еще учился в Хабаровском колледже, все ребята мечтали работать в оркестре им. Осипова. Это и понятно, - огромный оркестр, с богатой историей, репутацией, устоявшейся исполнительской культурой... На их концерты я в первую очередь и отправился, чтобы послушать. Но я понимал, что я нахожусь в Москве, а это значит, что и меня далеко не везде ждут прямо с распростертыми объятиями, и я имею возможность рассмотреть что то еще. Просторы ведь совершенно другие! И тут я решил сходить на концерт Ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Сначала я попал на концерт в Большой зал Консерватории, была программа с Василием Герелло. Помню, как меня вдохновила идея классического репертуара в обработке для русского народного оркестра. А второй концерт был в Московском Доме Музыки, на котором играли «Времена года» П. И. Чайковского совместно с Китайским народным оркестром Запретного города. Я испытал абсолютный восторг от такого качественного исполнения музыки Чайковского таким необычным составом. Я понял, что идея новаторства, через которую сама собой проступает идея развития русских народных инструментов, репертуара, в ансамбле присутствует в полной мере и при этом она не противоречит сохранению лучших традиций. Это меня очень серьезно зацепило и я решил, что хочу работать именно в Ансамбле «Россия».

И так ты стал работать в Ансамбле «Россия»

Сначала мне стоило огромных усилий набраться смелости и прийти на прослушивание! Не сказать, что я совсем не знал Ансамбля «Россия», наоборот! Этот коллектив мне уже был очень хорошо знаком. За год обучения в Гнесинке я уже знал многих ребят из коллектива ансамбля. Меня уже поражало какое то особенное мягкое звучание ансамбля, его небольшой состав, в котором могут быть только лучшие из лучших... В общем я волновался страшно. Готовился, как никогда к этому прослушиванию. Я сыграл свое переложение песни В. Гридина «Ехал казак за Дунай»... Помню, как Дмитрий Сергеевич слушал очень внимательно...

Ты специально для прослушивания сделал это переложение?

Нет, переложение это я сделал давно. Помню, как я впервые услышал это произведение на баяне. Меня настолько оно покорило, что я сделал переложение для домры, чтобы просто, хоть как то прикоснуться к этой музыке, оставить для себя такой, своего рода ее отпечаток. Ну а в итоге, это вышло совершено случайно, музыка Гридина мне и сослужила такую службу, - помогла попасть в Ансамбль «Россия», работать в котором я когда то и мечтать не отваживался.

Не разочаровался в своем выборе?

Нет. Здесь ведь очень важно понимать, что у нас есть замечательный руководитель. Дмитрий Сергеевич ведь прекрасный музыкант! Он как баянист меня просто поражает. И идти под началом такого талантливого музыканта — это всегда здорово. И если проследить то направление, которое он выбирает для нашего коллектива, то становится очевидно, что это не только музыкант, а еще и талантливый руководитель, который точно знает, что делает и куда нас ведет. И конечно, работать в одном коллективе с такими замечательными ребятами, как Володя Дунаев, Олег Пискунов, Луиза Нуриева... Еще когда я учился в музыкальной школе, я уже много слышал о них, о том, что они делают, читал, слушал их записи... Как только доводилось приезжать в Москву, сразу старался бежать на их выступления, чтобы у них что то взять, научиться чему то... И теперь я уже на личном примере понимаю, какое это счастье — работать с этими музыкантами. Здесь в Ансамбле все удивительным образом сбалансировано. Старшее поколение музыкантов, как то ненавязчиво помогает твоему становлению, что то советуют, подсказывают... Так, что создается у тебя впечатление, будто ты сам растешь, без каких то наставлений, выговоров, критики... Вот и со стороны руководства тоже — все удивительно гармонично построено. Это ведь большая ценность, когда тебя не привязывают к стулу и не заставляют отрабатывать время, а дают тебе возможность и самому развиваться. Вот это и подкупает. Дмитрий Сергеевич дает нам такую возможность и как не странно, при таком положении никто не разбегается, а скорее, наоборот, только тянутся больше к жизни в ансамбле.

img_1343

Получается делать что то самостоятельное за пределами Ансамбля?

У меня есть несколько сольных проектов.

Например?

Например был у нас с ребятами такой необычный проект. Мы объединились с Володей Дунаевым, Валентином Солгаловым и решили сделать свой проект. Нам было жалко, что огромное количество прекрасной классической музыки, которую исполняют в Большом Театре, остается недоступн ым для, скажем, пенсионеров или других категорий граждан, не способных позволить себе купить такой дорогой билет. Получается, что все эти люди остаются без этой прекрасной музыки. И вот мы решили играть этот репертуар для них. Выбирали номера из опер, делали переложение, приглашали вокалистов и создавали такой, своего рода, мини — вариант спектакля. Во дворце Алексея Михайловича в Театральной Хоромине мы играли фрагменты оперы «Князь Игорь». Не передать, как публика была нам благодарна.

Расскажи о проектах Ансамбля «Россия», которые тебе наиболее симпатичны.

У нас есть очень необычный проект «Открытый космос». Это Международная композиторская лаборатория под руководством Дмитрия Курляндского. Это совместный проект ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной и Музея космонавтики. Каждый год современные молодые композиторы исследуют возможности русских народных инструментов, изобретают новые приемы игры, расширяют границы исполнительского присутствия... А затем создают ряд музыкальных произведений на тему космоса, космических явлений, открытий, технических достижений, идей космизма… Получается очень необычный концерт, который по традиции мы играем в музее, среди экспонатов, рассредоточившись по всему выставочному пространству.

Как принимают?

Очень интересно наблюдать за зрителями, которые не сразу понимают, что попали в особого рода акустическую среду и что это не настройка оркестра, а музыка... До слушателя это доходит не сразу, но потом, музыка будто и в самом деле переносит его в космос; оторваться от нее он уже не может. Это здорово, что есть такая музыка в нашем репертуаре! Она не привычна для многих, не имеет определенного установленного формата и не требует от слушателя ничего кроме открытости. И, конечно, музыканту оставаться закрытым тоже не возможно. Вот мы когда играли «Fe_ni» Ани Поспеловой, то явно ощущали какие то необыкновенные вибрации космоса. Будто летит комета сквозь бесконечное пространство, а мы, маленькие людишки, являемся всего лишь проводниками ее едва различимого голоса, долетающего до нас через пустоту... а другие молча прислушиваются к этому вечному полету . Им уже не до спешки и суеты. Слушатель и вечность стоят лицом друг перед другом, вслушиваясь друг в друга... Это музыка, не совсем для того, чтобы ее слушать, скорее, это музыка, которая слушает тебя.

FP2A8426

 

А музыканту ― виртуозу не претит заниматься не требующей его умений музыкой?

Это сегодня, здесь и сейчас созданная музыка, которая, совершенно очевидно, войдет в историю и ее настоящими ценителями станут будущие поколения... Да и в целом, я считаю, что академическому музыканту необходимо разбираться в самых разных направлениях музыки и желательно не только теоретически.

Ты так замечательно сейчас рассказал о современной музыке, что захотелось скорее купить билет на концерт и послушать. Но ведь много и рутинной работы в Ансамбле.

А что значит рутинной? Разумеется есть какая то работа, которая направлена не на постижение высоких целей или познания каких то своих возможностей и пределов... Музыкант ведь выбирает себе профессию, которая кроме удовольствия играть, должна еще его и кормить. Но ведь и эту работу необходимо сделать хорошо, иначе и она перестанет со временем тебя обеспечивать... Такова судьба любого артиста, - делай свою работу хорошо и будешь уважаем, любим и обеспечен... А делать свою работу хорошо разве можно без удовольствия? Так что это как посмотреть. Да и что об этом говорить! Не интересно ведь...

Ну поговорим тогда о проектах Ансамбля «Россия», которые тебе больше всего нравятся.

Другое дело! Мне вот например очень нравится моноспектакль Вячеслава Корниченко «Василий Тёркин». Когда он читает, меня просто до мурашек пробирает! Особенно, когда играли премьеры, мне сложно было удержать слезы, не то, чтобы что то сыграть... Здорово! В этом спектакле очень правильно расставлены музыкальные акценты. Дмитрий Сергеевич каким то своим чутьем это сделал так, что даже не возможно себе представить какой то другой музыки, которая настолько тонко, пронзительно, точно сочеталась бы с этой книгой. Это замечательный спектакль! Я всегда стараюсь всех знакомых приглашать, когда мы его играем в Москве, и даже обижаюсь немного, если у них не получается прийти, - на столько для меня этот спектакль дорог. Еще мне нравятся наши детские сказки с художником по песку Лилией Чистиной. Они в дуэте с Вячеславом делают какие то поразительные вещи. Вот я смотрю со стороны, как читается текст... уже само чтение погружает слушателя в какую то сказку, в невероятные волшебные миры, которые, как бы вырастают из голоса актера и выливаются на экран удивительными песочными иллюстрациями, которые делает Лилия. Это не совсем для детей спектакли. Современным детям сложно так долго сидеть и слушать и смотреть, как на экране медленно появляется картинка, у них уже другое восприятие... А вот родителям это действо больше детей нравится. Они будто сами детьми становятся и с таким восторгом смотрят спектакль.

Скажи два слова о планах на будущее?

Пока все мои планы связаны именно с Ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Приглашают где то поиграть, я с удовольствием соглашаюсь... На самом деле мне трудно различить чего во мне больше: музыки или меня самого... Мне кажется, что музыка преобладает и сама строит на меня планы. А что будет потом... Поживем ― увидим.

 

Вацлав Строжек
Электронная газета "Культурный код"