Версия для слабовидящих

Служение Русской песне

« Назад

14.01.2013 03:23

Служение русской песне

По приглашению Поморской филармонии в Архангельске 18 и 19 ноября дал два концерта Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Тогда же нам удалось встретиться с его художественным руководителем и директором Дмитрием Дмитриенко.

 

— Дмитрий Сергеевич, почему ваш ансамбль носит имя русской певицы Людмилы Зыкиной? 

— Все закономерно. В 1977 году, уже более 35 лет назад, Людмила Георгиевна создала этот коллектив и до последнего дня своей жизни была его бессменным руководителем и солисткой. Не менее 80 процентов песен, спетых Людмилой Георгиевной, были исполнены вместе с этим коллективом. По праву можно сказать, что это ее детище. И когда Людмилы Георгиевны не стало, ни у кого не было сомнения, что ансамбль должен носить ее имя. 

— Остались ли в ансамбле музыканты, которые работали вместе с певицей? 


— Конечно, и они составляют гордость нашего коллектива, мы очень их ценим. 

— Вы были лично знакомы с Людмилой Георгиевной? 

— Моя творческая жизнь сложилась так, что я более 15 лет был солистом Национального академического оркестра народных инструментов России имени Осипова, был дирижером хореографического ансамбля «Березка», государственного русского концертного оркестра «Боян». Все это время у меня складывались самые тесные, дружеские отношения с коллективом ансамбля, я неоднократно выступал с ним. И через год после ухода Людмилы Георгиевны из жизни министр культуры предложил мне возглавить коллектив. 

Но здесь любопытная вещь. Родился я в Кирове, там закончил музыкальное училище и с детства любил свой инструмент — баян. 

С ансамблем «Россия» я встретился впервые, когда мне было 12 лет. Ансамбль «Россия» с Людмилой Зыкиной и со своим бессменным дирижером Виктором Гридиным приехал к нам на гастроли, тогда же и состоялось наше совместное выступление. Я смотрел на Виктора Федоровича с восхищением, снизу вверх... Но вот пути Господни неисповедимы, так судьба сложилась, что сменил его на этом посту. 

— Репертуар, который был при Людмиле Зыкиной, поменялся? Какие у вас сейчас приоритеты? 

— И поменялся, и в то же время некоторые произведения стали для нас святыми, мы очень ими дорожим. Много новых проектов. По возвращении из Архангельска состоится запись компакт-диска. Мы будем исполнять музыку и романсы Сергея Рахманинова. Солистка — певица Мариинского театра оперы и балета Ольга Пудова. 

17 декабря — сольный концерт в Кремлевском Дворце съездов с нашей оперной звездой Ольгой Бородиной. 

Она будет петь песни, в том числе из репертуара Людмилы Зыкиной. 

— Изначально Поморская филармония приглашала вас выступить с литературно-музыкальной постановкой по рассказу Василия Шукшина «Думы» с участием народного артиста России Валерия Золотухина. Но, к великому сожалению, Валерий Сергеевич в марте ушел из жизни.
 


— Это был уникальный музыкальный моноспектакль. Прозе Шукшина оказались созвучны произведения Свиридова, Гаврилина, то есть те, где есть высочайшая философия. И для всех нас был огромной трагедией быстрый уход Валерия Сергеевича. Действительно, гастроли в Архангельск планировались именно с этим спектаклем. И когда это случилось, на вопрос, состоятся ли гастроли, нам ответили: «Конечно, мы вас ждем». 

— Конечно, заменить великого актера невозможно, но будет ли возобновлен проект? 

— Сейчас мы ведем переговоры с народным артистом России Александром Яковлевичем Михайловым. 

Это, возможно, будет «Лето Господне» Шмелева или «Очарованный странник» Лескова, посмотрим. Театральное направление нам становится все ближе и ближе. Летом мы побывали во французской театральной мекке — Авиньоне. Возили туда спектакль «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. 

15 спектаклей сыграли при полном аншлаге. 

— Недавно в Москве прошла конференция, где обсуждались вопросы народного искусства на современном этапе развития. Вы являлись ее инициатором. Насколько актуальны, на ваш взгляд, эти проблемы? 

— Конференция проводилась с одной стороны по нашей инициативе, но при непосредственной поддержке Министерства культуры РФ и Агентства стратегических инициатив. Собрались самые авторитетные специалисты нашего вида искусства, народной музыки. Было поднято много проблем, связанных с образованием, с профессиональной самоидентификацией. Конечно, диалог необходим. 

— Не кажется ли вам, что мало уделяется внимания пропаганде народной культуры в информационном пространстве? 

— Тут ситуация неоднозначная. С одной стороны, у нас в стране проводится очень много замечательных фестивалей народного творчества, русского фольклора. 

И ведь полные залы! Мы проводили фестивальпосвящение Людмиле Зыкиной, он шел целый год. 

Кстати, в нем участвовал и Северный русский народный хор. В этом году заложили еще одну традицию — русский фестиваль имени Людмилы Зыкиной в музеезаповеднике Коломенское в Москве. 

Другое дело, что пишут и показывают нас не так часто, как хотелось бы. 

— Считаете ли вы, что классическую народную песню необходимо сохранить в том же виде, как ее исполняла Зыкина? 

— Вы знаете, Людмила Георгиевна само пение делила на «правильное» и «неправильное». Когда она исполняла «Поэторию» Родиона Щедрина в Большом зале консерватории, трудно это назвать фольклором или чем-то подобным, правда? Еще более точно сказала об этом замечательная певица Ольга Воронец: «Есть понятие «русский голос». Оно определяется не манерой, не тембром, оно определяется состоянием души». 

— Этот «русский голос» образованием не дается... 

— Лидия Андреевна Русланова закончила Саратовскую консерваторию как оперная певица, а голос русский! Есть такое понятие — «тринитарность пения», единство разума, души и тела. Так вот тринитарность больше всего применима к русской песне. Нет единого подхода к тому, как открыть рот, все идет прежде всего от содержания. 


— Есть ли творческие наследники у Зыкиной?
 


— Конечно! Смело могу к их числу причислить заслуженную артистку России Надежду Крыгину, народных артистов России Наталью Баннову, Василия Овсянникова, Анну Литвиненко, талантливую молодую певицу, которая приехала с нами в Архангельск, Ольгу Чиркову. И это наследники не в подражании, а в служении русской песне. 

Когда возникают вопросы о школе Людмилы Зыкиной, они с точки зрения профессиональной спорны, а вот преданность, вера, служение своему делу — это то наследие, которое незыблемо. 

— У вас лично множество наград, а какая особенно дорога?
 


— Их две. Это медаль «Патриот России», которую я получал вместе с Владимиром Спиваковым и Юрием Башметом. И очень дорожу наградой «Имперская культура» — это премия Союза писателей РФ. Солидная, достойная награда, которая во многом окрыляет тем доверием, которое оказало мне это высочайшее сообщество. 

— Как вы относитесь к телепроектам, подобным «Голосу»? 

— Все зависит от уровня профессионализма людей, которые к этому обращаются. Если проект, любой, становится носителем бескультурья, безвкусицы, то я — против. «Талант — та новость, которая всегда нова» — есть такие хорошие слова. 

— В вашем коллективе 25 музыкантов, чем вы удерживаете артистов?
 


— Наверное, прежде всего профессиональным интересом. Сегодня у нас в ансамбле 70 процентов молодежи — ребят до 30 лет. Не думаю, что для них это какой-то коммерческий проект. Они просто не могут без этой музыки, без своих музыкальных инструментов. Вряд ли я могу их удержать, я могу лишь создать атмосферу в коллективе, чтобы в нем жила музыка. 

А в т о р   Т а м а р а   С Т А Т И К О В А .   
 4   Д е к а б р я   2 0 1 3