Версия для слабовидящих

С любовью к России

« Назад

27.01.2013 03:39

С любовью к России

О том, как живёт ансамбль сегодня, какие перспективы открываются перед ним, рассказывает директор, художественный руководитель и главный дирижёр, лауреат всероссийских и международных конкурсов, зав. кафедрой народных инструментов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, обладатель медали «Патриот России» и лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура» Дмитрий Дмитриенко.

– Дмитрий, вы руководите ансамблем с 2010 года. Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне коллектива, о том, что достигнуто, и творческих планах.

– Наш ансамбль не стоит на месте. Приходят новые молодые музыканты, постоянно меняется репертуар, но при всех изменениях сохраняется главное – атмосфера служения искусству. Что касается качества звучания, то я всегда говорю, что «Россия» это созвездие замечательных исполнителей. Мы продолжаем следовать традициям, которые были заложены выдающимся музыкантом, баянистом и главным дирижёром ансамбля на протяжении долгих лет Виктором Гридиным. «Один в поле не воин», и в 2010 году в ансамбль вместе со мной пришла команда молодых специалистов. Нами был проведён Первый всероссийский фестиваль народного искусства «Посвящение Людмиле Зыкиной». Появился ряд ярких проектов, автором некоторых из них является продюсер ансамбля Елена Климова – это, к примеру, литературно-музыкальная постановка по рассказу Василия Шукшина «Думы» с участием  н. а. России Валерия Золотухина. Интересный проект «Русская ностальгия». В его рамках была создана программа, прошедшая в Доме музыки – «Рахманинов – Плевицкая, два имени – две судьбы», солистами в которой выступили пианист Михаил Аркадьев и певица Надежда Крыгина. Также этот проект включает в себя несколько концертных программ с участием одной из самых ярких сегодня певиц – Ольги Пудовой. Готовятся новые программы с известными музыкантами и актёрами.Коллектив ансамбля много выступает не только в Москве, но и во многих регионах страны – за сезон мы побывали в Забайкалье и на Дальнем Востоке, в Смоленске на фестивале Глинки, в Тюмени. Среди зарубежных гастролей – Англия, Германия, Палестина, Северная Корея. У нас всегда аншлаги.Сегодня «Россия» имеет значительную государственную поддержку – в частности, ансамблю в оперативное управление передано здание по адресу: проезд Черепановых дом 24, где будет наша репетиционная база и Концертный зал имени Людмилы Георгиевны Зыкиной. Мы планируем здесь создание всевозможных студий, творческих мастерских, ведь если не прививать нашим детям любовь к исконному народному искусству, наше духовное будущее под вопросом.

– В ноябре 2012 года в Министерстве культуры состоялась Всероссийская конференция «Актуальные вопросы развития народного искусства России на современном этапе», инициативу по организации и проведению которой проявили непосредственно вы. Какие вопросы обсуждались, какие итоги подведены?

– Хотелось бы поблагодарить министерство за то, что мы были услышаны, и к проблемам народного искусства отнеслись серьёзно. Для участников конференции было важно понять, мыслим ли мы в одном направлении в развитии нашего искусства – или как лебедь, рак и щука. Что касается, каких-то проблемных ситуаций, то тут мне бы хотелось коснуться такой темы. Ещё в 90-е годы остро встал вопрос сохранения национальной культуры как вопрос национальной безопасности, в вы- шей степени правильный и актуальный.Как и любая сфера деятельности, наше искусство многогранно. Нельзя сказать, что государство не поддерживает народное искусство – оно его поддерживает, и наиболее яркий пример это и президентские гранты коллективам, и проведение фестивалей народного искусства и т. д., но на профессиональном языке можно сказать, что возникла проблема подмены или даже потери понятий, а именно утрата очень важного направления, связанного с профессиональными традициями великого музыканта Василия Васильевича Андреева, заложенными ещё в конце позапрошлого века. Направление это называется «Искусство игры на народных инструментах». Андреевым был создан великорусский оркестр народных инструментов, и за его создание он получил европейский орден «За введение нового элемента в мировую музыкальную культуру». И действительно, если мы внимательно посмотрим, ни одна мировая национальная культура не имеет такого уникального явления, когда национальная инструментальная музыка получает настолько мощное развитие, что встаёт в один ряд с академическим музыкальным искусством и становится его полноценной частью. Вообще, этой теме можно посвятить отдельную статью в журнале, сейчас я её просто хочу обозначить и подчеркнуть, что это направление важно сегодня не потерять, потому ,что оно в определённом смысле – лестница в формировании общественной элиты.В музыкальном образовании у нас сегодня существует проблема – на домру и балалайку в разных регионах России наборов, к сожалению, или крайне мало или просто нет; и не от того, что это не нравится, просто, на мой взгляд, происходит выпадение народных инструментов из сознания людей, из зоны их интересов. Уверен, что эта точка зрения может вызвать несогласие, у неё наверняка найдутся оппоненты, но факты остаются фактами. Эту же проблему имеет и народно-певческое искусство, истоки которого идут от великой певицы Надежды Васильевны Плевицкой, ведь фактически все те песни, которые мы любим и знаем – «На Муромской дорожке», «Белялицы, румяницы вы мои», и «Очаровательные глазки» – это песни, уже обработанные профессиональными авторами, а не аутентичный фольклор в том понимании, которое соответствует современной терминологии. Последователями этого направления были и Лидия Русланова, и Людмила Зыкина, и Ольга Воронец, и Александра Стрельченко, и многие другие певицы. Людмила Георгиевна любила говаривать: «правильное или неправильное пение», она даже понятие «народное пение» не очень-то жаловала.Подводя итоги обзору конференции, хочу ещё раз сказать, что мы не пытаемся уйти от народа, а наоборот – показать, что у нас в стране народное искусство имеет такое колоссальное развитие, аналогов которому нет ни в одной национальной музыкальной культуре мира. Поэтому, на мой взгляд, важно это сохранить, сберечь, и общество от этого станет только более совершенным, более нравственно полноценным. В настоящее время ведётся работа по подготовке материала для включения народного музыкального исполнительского искусства в государственную концепцию развития музыкального искусства.

– Вы считаете, что государство должно уделять больше внимания народному искусству в плане пропаганды – на телевидении, в средствах массовой информации?

– Это абсолютно однозначно. Сегодня СМИ недостаточно освещают события в области народного искусства. Безусловно, есть телеканал «Культура», на котором нас часто показывают (мы участвуем в их проектах – таких, как «Романтика романса»), но, конечно, это лишь одна часть огромного информационного пространства. С другой стороны, мы понимаем, что сегодня очень многим стали доступны ресурсы интернета, в том числе даже для маленьким детям и пожилым людям. Так, всеми любимая народная артистка СССР Элина Быстрицкая не расстаётся с «айпадом», он всегда при ней и для неё не проблема что-то послушать из музыки или посмотреть. Искусство можно пропагандировать по-разному, но, конечно, хотелось бы, чтобы средства массовой информации были сориентированы не только на чисто развлекательные и коммерческие проекты, когда с экранов льются откровенный мат и не менее откровенные сцены – лучше бы это время наполнить детскими концертами, музыкальными и познаватель- ными программами. Много общаясь со студентами, я вижу, насколько современной молодёжи не хватает какой-то внутренней, эмоциональной человеческой наполненности, и мне кажется, в этом повинны, в том числе, и средства массовой информации.В завершении хочу пригласить читателей на наши концерты. Приходите всей семьёй, мы всегда рады подарить вам праздник.

З а п и с а л а   М и л а   Б л а г о в а  П у б л и к а ц и я   с т а т ь и   в   ж у р н а л е   " М у з ы к а л ь н а я   ж и з н ь " ,   я н в а р ь / ф е в р а л ь   2 0 1 3