Версия для слабовидящих

Программа "МАСТЕРА": Секреты ансамбля «РОССИЯ» Имени Л. Г. Зыкиной

« Назад

08.04.2016 08:47

МАСТЕРА: СЕКРЕТЫ АНСАМБЛЯ «РОССИЯ» ИМЕНИ Л. Г. ЗЫКИНОЙ


В нашей студии художественный руководитель, директор и главный дирижёр Государственного академического ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной Дмитрий Дмитриенко. Он познакомит наших слушателей с историей создания ансамбля, расскажет о ставшей уже легендарной программе «Несвятые святые» по книге епископа Русской православной церкви Тихона, а также откроет секрет о том, что связывает их и коллектив «Бурановские бабушки». Программу ведёт Наталья Черных.

Наталья Черных - В эфире программа "Мастера" и я ее ведущая, Наталья Черных. Сегодня у нас в гостях директор и художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной Дмитрий Дмитриенко, добрый день

Дмитрий Дмитриенко - Добрый день...

Наталья Черных - Я благодарю вас, за то, что вы в своем бешеном графике гастрольных поездок, все таки нашли время и пришли к нам в студию. Вы сегодня с чемоданом...

Дмитрий Дмитриенко - Да, я с чемоданом... Спасибо вам за приглашение...

Наталья Черных - Куда на этот раз?

Дмитрий Дмитриенко - Мы сегодня вечером отправляемся в Нижневартовск и Нефтеюганск... Два таких замечательных города.

Наталья Черных - Во истину замечательные места!

Дмитрий Дмитриенко - Мы везем очень интересную программу "Несвятые святые". По одноименной книге Епископа Тихона Шевкунова. Она уже была показана в Москве... Очень интересная программа! Хор Сретенского монастыря, Ансамбль "Россия", замечательные актёры, которые читают фрагменты из книги...

Наталья Черных - В Москве бы почаще ее...

Дмитрий Дмитриенко - Четыре раза уже показывали!

Наталья Черных - Мало!

Дмитрий Дмитриенко - Согласен! (Смеются)

Наталья Черных - А давайте, прежде чем мы начнем наш разговор, я бы хотела, чтобы сейчас прозвучала музыка... Это композиция, которая называется "Светит месяц"...

Дмитрий Дмитриенко - ... "Светит месяц" - знаменитая русская народная песня, в обработке Василия Васильевича Андреева

Звучит музыка

Наталья Черных - Итак мы продолжаем программу "Мастера". У нас в студии художественный руководитель ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной Дмитрий Дмитриенко. Скажите пожалуйста, в будущем году, я так понимаю, вашему коллективу исполняется сорок лет?

Дмитрий Дмитриенко - Да. Ансамбль был официально создан и учрежден в 1977 году, его "мамой" навсегда и навеки является Людмила Георгиевна Зыкина - наша великая русская певица. Вот с тех пор, уже почти сорок лет ансамбль и существует...

Наталья Черных - Она делала его для себя... И, все таки, насколько знаю я, там не все было вот так однозначно, по моему, там была вокальная группа...

Дмитрий Дмитриенко - Была вокальная группа, да. А вы знаете, вообще, с судьбой ансамбля неразрывно связано очень много выдающихся имен музыкантов. Первое имя, которое рядом с Людмилой Георгиевной Зыкиной нужно назвать, это, конечно, имя Виктора Фёдоровича Гридина.

Наталья Черных - А вы знаете, что до сих пор в Останкино, если вы помните этот коридор, висят фотографии наших дивных, замечательных артистов и вот они вдвоём там улыбаются...

DSC0091

Дмитрий Дмитриенко - Если Людмила Георгиевна - "мама", то Виктора Фёдоровича, можно по праву называть "папой" нашего коллектива потому, что это, конечно, их детище. Его огромный профессиональный талант, высочайший уровень музыканта, личности, большого интеллектуала, не мог не сказаться на качестве исполнения, благодаря которому из ансамбля, в целом, получилось такое художественное явление.

Наталья Черных - Играли ведь серьезную музыку! Играли Свиридовскую "Метель" например...

Дмитрий Дмитриенко - Конечно. Кстати, что касается Свиридовской метели, то Георгий Васильевич Свиридов, услышав пластинку с записями иллюстраций, сказал, что вот именно это звучание, это исполнение, которое записал Виктор Федорович Гридин, по его ощущению, самое близкое к той музыке, которую он написал. Он, конечно, очень полюбил эту запись.

Наталья Черных - Это потрясающе интересно! Я так же знаю, что Людмила Георгиевна была потрясающим человеком, в смысле помощи другим людям, и что люди, не хочется сказать беспардонно, но часто к ней обращались и что она имеет даже какое то отношение к Бурановским бабушкам.

Дмитрий Дмитриенко - Про бурановских бабушек расскажу. Но в ансамбле Людмилу Георгиевну музыканты называли мамой. Она знала семью каждого музыканта... Для нее это и была семья, единое целое. Что же касается Бурановских бабушек, то в свое время был создан Дом Людмилы Зыкиной, директором которого стала Ксения Рубцова, известный продюсер. В свое время она и познакомила Бурановских бабушек с Людмилой Георгиевной Зыкиной...

Наталья Черных - Сколько же лет назад это было? Ведь для всех зрителей, телезрителей, радиослушателей, они (Бурановские бабушки) возникли в тот момент, когда они выступили на Евровидении...

Дмитрий Дмитриенко - Это было уже после того, как Людмилы Георгиевны не стало, но Бурановские бабушки появились на много раньше... Боюсь ошибиться, но лет десять им наверное точно... Время стремительно летит...

Наталья Черных - Давайте послушаем в исполнении вашего коллектива знаменитый вальс "На сопках Мандчжурии" и продолжим...

Дмитрий Дмитриенко - С удовольствием послушаем!

Звучит музыка

Наталья Черных - Это программа "Мастера", у меня в гостях сегодня Дмитрий Дмитриенко. Скажите мне, пожалуйста, был такой конкурс имени Людмилы Георгиевны Зыкиной. Он существует еще?

Дмитрий Дмитриенко - Людмила Георгиевна имела отношение к многим конкурсам, фестивалям... Сегодня есть самый, может быть, крупный конкурс "Голоса России", который был создан по ее инициативе, при ее поддержке. Совсем недавно, из маленького такого ручейка, зародился очень большой фестиваль самодеятельного фольклорного искусства, в котором принимают участие исполнители разных категорий: и любители, и профессионалы... Этот фестиваль проходит в потрясающем живописном местечке в посёлке Бутурлино Нижегородской области. Вот ждем весны, чтобы туда отправиться на этот конкурс.

Наталья Черных - В этом году?

Дмитрий Дмитриенко - Да. В этом году мы тоже будем его проводить. Кстати, этот конкурс уже второй год поддерживается министерством культуры, он уже имеет официальный статус.

Наталья Черных - Слава Богу! "Я лечу над Россией", что это за песня?

Дмитрий Дмитриенко - Это замечательная песня, которую пела Людмила Георгиевна Зыкина. Она написана Григорием Пономаренко. Кстати, в этом году Григорию Фёдоровичу исполнилось бы 90 лет, и совсем недавно состоялся концерт в Центральном доме работников искусств, который был посвящен этой дате. А стихи Олега Левицкого. Это удивительная песня. Сегодня она прозвучит в исполнении народной артистки России Надежды Крыгиной. Мне очень часто задают вопрос: " Как сохраняются в ансамбле вокальные традиции Людмилы Георгиевны Зыкиной?" Так вот, школа ее была по своему уникальной, но вместе с этим проста. "Петь надо было правильно" - так говорила Людмила Георгиевна.

Наталья Черных - "Я лечу над Россией"

Звучит песня

Наталья Черных - По поводу того, какое счастье петь с вашим коллективом: Я впервые услышала вас на гала концерте "Романсиада" там понятно, что разные исполнители, кто то из них уже опытный, кто то поет впервые... Это конкурс и для кого то это очень страшно... И вот, когда вы вышли на сцену, - у меня сразу возникло ощущение, что вот сейчас все будет хорошо, все сойдется, все сыграют вместе, все попадут в ноты... И у меня впечатление, что и конкурсантов было такое же ощущение. Так ли это?

Дмитрий Дмитриенко - Да. Это так. Я уже признавался в этом Галине Сергеевне Преображенской, которая является создателем этого конкурса, его вдохновителем, его двигателем, что горд тем, что за эти годы я стал принадлежать этой категории романсиадцев. Я совершенно влюблён в этот конкурс потому, что это каждый раз что то яркое, талантливое, необычное.

Наталья Черных - Это же видно, какой труд за всем этим стоит! Сколько там отслушано, отфильтровано...

Дмитрий Дмитриенко - И очень многие из них потом становятся очень яркими индивидуальностями.

Наталья Черных - Это правда. И все знают, что начинали они в Романсиаде.. Вот Крутова, Южин...

Дмитрий Дмитриенко - Сергей Волчков, которые сейчас стремительно ворвался. В свое время это были Марина Поплавская, Николай Басков, кстати, участвовал в Романсиаде, был лауреатом...

Наталья Черных - Ну даже в этом году, по моему, Галина Сергеевна говорила, что никто не помог, а он, вот, помог.

Дмитрий Дмитриенко - Да, он очень предан Романсиаде...

Наталья Черных - Я не могу не спросить вас о профессии дирижёра, по той причине, что сама имею диплом дирижёра. Всё таки это диагноз? Ведь когда я прихожу в совершенно другое место, скажем, управляющим компанией, или покупаю билеты, или организую фестиваль, - я понимаю, что в любой момент во мне работает дирижёр. Я понимаю, когда, кто и что должен сыграть, чтобы все срослось... У вас так же?

Дмитрий Дмитриенко - Безусловно. Есть еще такие теории, что дирижер должен показывать руками, что после концерта все должны стоять мокрые, а дирижер, мол, без единой капельки на лице... Много на этот счет существует разных точек зрения, но в одном вы правы: дирижер - это диагноз, это призвание и, даже не стиль, а образ жизни.


Наталья Черных - По жизни вам это помогает? Вот вы входите куда то, не к оркестру, не на сцену, просто едете по своим делам и все знают, что будет так, как вы хотите, это не вызывает вопросов...


Дмитрий Дмитриенко - Была совершенно анекдотическая ситуация: Совсем недавно я был на одном из конкурсов, и там была абсолютно банальная ситуация, - мы по утрам приходили и очень долго ждали, когда же нас, наконец то, накормят завтраком в гостинице. Через два дня меня эта ситуация совершенно достала и я просто встал и волевым решением навел порядок. На другой день, с раннего утра, завтрак уже с горячим чаем ждал нас на столе. (Смеются) На самом деле, это большое счастье, - быть дирижером. Если вспомнить те слова из известного кинофильма: "Счастье - это когда тебя понимают", то и вы меня поймете, как дирижер; когда перед тобой оркестр, когда они все, как в другой песне, "Сорок душ и восемьдесят глаз", когда они все в едином порыве, когда они все подчинены тебе, и, прежде всего, подчинены твоей художественной воле - это огромное счастье! Это никогда ни с чем не сравнить.


Наталья Черных - Я помню, когда на третьем курсе Училища им. Гнесиных начиналась работа с хором, и ты впервые выходишь на эту работу, на самом деле видно сразу на своем месте человек или нет. Это потом можно научить держать вилку, говорить по английски, еще чему то... Но вот эта магия влияния и общения, она либо есть, либо нет.


Дмитрий Дмитриенко - Мне очень понравился один из мастер - классов Юрия Тимерканова, во время которого он одному из студентов задал один вопрос: "А что ты хочешь от оркестра? Что ты хочешь от этого музыканта, когда ты обращаешься к нему руками?" Если ты это чувствуешь и понимаешь, значит ты можешь продолжать этим заниматься, если же ты этого не чувствуешь, если ты не знаешь чего ты хочешь, то движение руками, это всего лишь движение руками...


Наталья Черных - Но ведь столько же можно сказать абсолютно про жизнь вообще... Что ты хочешь от этой жизни...


Дмитрий Дмитриенко - По этому я и говорю, что дирижирование - это жизнь.


Наталья Черных - Это счастье великое. Это, на самом деле, так помогает в жизни. Это помогает структурировать эту жизнь и получать результат.


Дмитрий Дмитриенко - ... ясно выражать свои мысли. Есть такое выражение: " Не ясность слова - есть первый признак неясности мысли" Здесь все и взаимосвязано.


Наталья Черных - Я держу в руках замечательный альбом "Здесь хорошо". Здесь сфотографирована Ольга Пудова... Скажите про этот диск.

Дмитрий Дмитриенко - Замечательный диск. Это одна из недавних работ ансамбля "Россия" и Ольги Пудовой. Продюсер этого проекта - продюсер ансамбля "Россия" Елена Климова вложила в этот проект всю свою душу, и проект получился, действительно, очень яркий, запоминающийся и, по - своему, уникальный. Здесь звучат романсы Сергея Васильевича Рахманинова в авторской транскрипции композитора Юрия Потеенко...

Наталья Черных - Удивительный композитор!

Дмитрий Дмитриенко - Совершенно потрясающий композитор! И вот этот сплав замечательной солистки, удивительного голоса... Я никогда не забуду первое впечатление, когда порядком докучивший романс "Соловей", который уже многими исполнялся, вдруг я услышал в ее исполнении и влюбился в него, в буквальном смысле слова. Еще один очень интересный момент, который связан с этим диском: У нас в определенный момент возникли накладки с авторскими правами, потому, что продлили срок их действия на период Великой Отечественной Войны, и мы вынуждены были обратиться к наследникам и боялись, что с нас попросят какие то деньги... Вы знаете, ничего этого не случилось, - наследники сказали: "Издавайте, нам так понравилось!"

Наталья Черных - Я не могу не спросить вас о музыке кино. Это очень большая часть вашей жизни. А вопрос возник вот почему: Вы только что упомянули имя Юрия Потеенко, который был в этой студии в нашей программе, совершенно гениальный, на мой взгляд, да и не только на мой, композитор, мелодист... Получилась удивительная вещь: Люди, особенно молодые люди - та категория зрителей, которая является кинозрителями, не знают его фамилии, но знают его музыку. "Дневной дозор", "Ночной дозор" и так далее, можно перечислять очень долго... И во время эфира мне звонили наши слушатели с тем,что теперь, мол, пойду в кино, теперь, мол, буду слушать... А кто это такой, а где он был... Вопросы, вопросы... Это потрясающе!

Дмитрий Дмитриенко - Я могу короткий пример привести: Однажды мне звонил Виктор Иванович Темнов, замечательный композитор - песенник и пожаловался, что его знаменитая "Московская кадриль" звучит на олимпиаде в Пекине и в титрах написано : "Русская народная песня"Московская кадриль""... Он мне пожаловался и я ему сказал, что полностью с ним согласен в том, что автора нужно указывать, но, с другой стороны, это ведь такое счастье, что ваша песня считается народной! Она любима, востребована... Это и есть показатель уровня композитора. Когда люди прежде всего любят его музыку, что тут еще сказать?!

Наталья Черных - Я знаю, что в вашей жизни была какая то удивительная история связанная с Оскаром.

Дмитрий Дмитриенко - Это была для нас совершенно неожиданная история: Мы несколько лет назад в Париже записали музыку к голливудскому фильму "Отель Гранд Будапешт" режиссера Уэса Андерсона. Мы не сразу на это согласились, - для нас было абсолютно важным условием, чтобы никакого высмеивания балалаек, как у нас очень часто бывает, a-la Russie. Вот этого мы абсолютно не приемлем, и никогда с этим не согласимся и принципиально всегда от такого отказываемся. Но все оказалось совершенно иначе: Пригласили именно русские инструменты, наш ансамбль, как музыкальный коллектив, именно тембровую краску. Мы к этому фильму записывали музыку французского композитора Александра Депла, а по скольку русскую душу не унять, то дня через два мы на столько притомились этой записью... (Это же тоже нужно понимать: Киномузыка пишется по метроному, по секундомеру, по кадру и так далее) И в перерыве, один из наших солистов заиграл песню "Светит месяц" и все подхватили. Начался такой "Джим - сейшн" И тут Уэс Андерсон буквально влетел в студию с вопросом, мол, что это за музыка... Мы как то "Светит месяц" перевели на английски и получилась "Горящая луна" он, буквально, загорелся, сказал, что хочет эту музыку в фильм, мы ее записали и она получилась таким, своего рода, хэд - лайнером этого фильма. И когда этот фильм получил Оскара за саунд - трек, то Александр Депла, совершенно счастливый, выходил получать Оскара именно под эту песенку "Светит месяц"

Наталья Черных - Качество возможно. когда есть хорошая образовательная база. Как говорил мой педагог по музыке: "Сначала надо научиться двигать пальцами, а только потом играть концерты Баха" Не могу не спросить вас о вашей педагогической деятельности потому, что это тоже большая часть вашей жизни.

Дмитрий Дмитриенко - Да, безусловно. "Понимаешь, мама, я - учитель! Видишь, я вхожу бледнея в класс... Это мне учить их поручили, - сорок душ и восемьдесят глаз" Это такое счастье! Я начинал преподавать в двухтысячном году в Московском университете. Это были мои еще самые первые студенты, которые до сих пор мне звонят, рассказывают о каких то своих достижениях, радостях в жизни... Вы не представляете какое это счастье...
Наталья Черных - Я обращусь на секунду к нашим слушателям: К сожалению вы не можете видеть сейчас этого потрясающего, позитивного, улыбающегося человека... Ведь верно и на сцене и в классе, ваша строгость, тоже выражается каким то оттенком улыбки...

Дмитрий Дмитриенко - Ну, я человек полярный, иногда бывает, как раз, и наоборот, о чем всегда потом очень жалею, ругаю себя...

Наталья Черных - Был университет культуры, а теперь...

Дмитрий Дмитриенко - Вот уже почти десят лет, время бежит неумолимо, казалось бы, только пришел, в московский государственный музыкальный педагогический институт имени Ипполитова - Иванова, меня пригласил преподавать туда ректор института, профессор Виктор Иванович Ворона, тогда кафедра народных инструментов только создавалась, и вот время пролетело... Достаточное уже колличество выпускников, и педагогический состав - состав единомышленников.

Наталья Черных - Ваш первый инструмент, который у вас в руках оказался...

Дмитрий Дмитриенко - Баян. Более десяти лет я проработал в оркестре имени Осипова, солистом оркестра, с Николаем Николаевичем Калининым... Работал в ансамбле "Березка" некоторое время, с овсем не много... Ну вот и Ансамбль "Россия"!

Наталья Черных - И сейчас вы преподаете...

Дмитрий Дмитрименко - И сейчас я заведую кафедрой народных инструментов в институте Ипполитова - Иванова.

Наталья Черных - Большая нагрузка?

Дмитрий Дмитриенко - Скажу честно: нагрузка большая. У заведующего кафедрой всегда нагрузка большая, но я не беру много студентов потому, что это - колоссальная ответственность, а брать студентов и не заниматься с ними - это я считаю преступлением. Поэтому у меня всего два студента, но мои...

Наталья Черных - В вашем бешенном графике наверное не так много городов и совсем не столиц... Могли бы вы что то проанонсировать из ближайших своих мероприятий?

Дмитрий Дмитриенко - Сейчас у нас большой тур с проектом "Несвятые святые", почти двадцать два города по России. В мае мы поедем в Бутурлино, о котором я уже рассказывал. Традиционно поедем в Сасово на фестиваль Александра Петровича Аверкина, и многие другие города нас ждут, куда мы с великим удовольствием всегда приезжаем. Я хочу сказать о том, что когда был Год культуры, мы взяли для себя своего рода "девиз"... Столичные сцены избалованы выдающимися исполнителями, и вот мы устремились в Российскую глубинку. Стали приезжать в деревни, посёлки, давать там концерты... Это стало для нас неожиданной радостью: те слушатели, которые нас там встречают, были настолько поражены, не ожидали, что к ним может приехать такой музыкальный коллектив и они всегда очень благодарны.

Наталья Черных - Вы несете счастье. Это не высокие слова, это правда! Когда вы в колонном зале, вы его несете, когда вы в деревне, в глубинке, это тоже самое потому, что ваше искусство обращено напрямую к человеку. Благодарю вас. Желаю вам сил, полных залов! Прощаюсь с вами до следующей нашей встречи.

По материалам радио - эфира программы МАСТЕРА >>