Версия для слабовидящих

Передача "Культурный слой" на Русской службе новостей с Давидом Шнейдеровым

« Назад

14.06.2014 05:11

      Г о с у д а р с т в е н н ы й   а к а д е м и ч е с к и й   р у с с к и й   н а р о д н ы й   а н с а м б л ь   " Р о с с и я "   и м е н и    Л ю д м и л ы   З ы к и н о й   з а п и с а л   о ф и ц и а л ь н ы й    с а у н д - т р е к    к    ф и л ь м у    У э с а   А н д е р с о н а    " О т е л ь  Г р а н д   Б у д а п е ш т "   ( П р о и з в о д с т в а   к и н о к о м п а н и и   " Д в а д ц а т ы й   в е к   ф о к с " ) ,   з а в о е в а в ш е г о   г р а н - п р и   Б е р л и н с к о г о   к и н о ф е с т и в а л я .   Ф и л ь м   с т а л   с е н с а ц и е й   к и н о п р о к а т а .   О   с в о е м   у ч а с т и и   в   с о з д а н и и   ф и л ь м а   р а с с к а з ы в а ю т   м у з ы к а н т ы   а н с а м б л я   " Р о с с и я "   в   п р я м о м   э ф и р е   н а   Р у с с к о й   с л у ж б е   н о в о с т е й . 

Слушать запись эфира»

Прослушать запись эфира можно на официальной странице ансамбля ВКонтакте»

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Мне вдруг пришла мысль не говорить дайджест потому, что у меня сейчас будет самый тяжелый эфир в жизни. Потому, что столько гостей в нашей студии у нас еще не разу не было! Я вообще не уверен было ли когда-нибудь столько замечательных гостей одновременно на Русской службе новостей... Ну что ж... начнем! На экраны выходит огромное количество американской кинопродукции и как раз, когда в этой американской кинопродукции участвуют российские актеры, российские режиссеры, российские продюсеры, поднимается страшный шум: Все средства массовой информации пишут, что актер "N" сыграл в фильме голливудского режиссера, все пишут о том, что продюссер "М" спродюссировал какой то фильм голливудского режиссера, все пишут режиссер "Z" снял фильм в Голливуде... И совершенно прошла мимо сенсация! В фильме режиссера Уэса Андерсона... (Это настоящее кино! Не попкорновый блокбастер!) "Отель Гранд - Будапешт"... Абсолютная сенсация: Музыка в этом фильме звучит в исполнении Академического русского народного ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной! И сегодня у нас в гостях небольшая, видимо, часть Ансамбля имени Зыкиной... Здравствуйте, ребята!

В я ч е с л а в К о р н и ч е н к о - Добрый день! Меня зовут Вячеслав Корниченко, я режиссер в Ансамбле "Россия" имени Людмилы Зыкиной, со мной сегодня в студии, разумеется Художественный руководитель Дмитрий Дмитриенко - лауреат международных конкурсов, артист, виртуоз... И вообще - замечательный человек и роскошный руководитель! С нами продюссер Ансамля Елена Климова, благодаря которой мы, собственно, и попали в эту голливудскую историю, и артист Ансамбля Александр Марчаковский.

К а р и н а П о г о с о в а - Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Александром Депла, и как родилось решение об участии ансамбля в записи саунд трека к фильму Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт"?

Е л е н а К л и м о в а - История на самом дел не проста, потому, что, когда мы пришли все работать в Ансамбль "Россия" имени Зыкиной, нам хотелось выйти и на западную арену, не только на Российскую, и мы бросили все силы на то, чтобы состояться и в кино. На этом пути у нас было много партнеров, (которым мы очень благодарны) и партнеры эти находятся на Западе; это западные продюсеры, которые постоянно работают с Голливудом. К озвучиванию голливудских фильмов, как правило, приглашаются либо симфонические оркестры, либо какие то популярные рок-группы и так далее... Вот тут - то наша задача и заключалась в том, чтобы убедить западных продюссеров, закидать их своей музыкой, различных жанров, показать, что мы работаем в разных жанрах: и в оперном и академическом и народном и театральном... И таким образом мы отправили им довольно много материала и в итоге нас пригласили озвучивать фильм.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Ну слушайте, я вот прочитал там у вас какую то жуткую историю о том, что вы где то играли, Александр Депла услышал вас, закричал "Вот это я хочу... вот это!!!" Расскажите, как это было?

Е л е н а К л и м о в а - Эта история произошла уже во время озвучания, в студии... История была на самом деле не такая ужасная, а, скорее, забавная. Потому, что музыка Александра Депла, которую к тому моменту, музыканты играли в студии уже два дня и, признаться, устали от нее... И вконце - концов музыкантам захотелось развеяться, отдохнуть душой и поэтому они сели и стали играть русскую народную песню "Светит месяц"...

(Здесь имеется в виду история о том, как музыканты ансамбля играли в студии композицию "Светит месяц" во время перерыва. И в этотм момент в студию вбежал Уэс Андерсон и стал кричать что музыканты сейчас играют гениально, и что он хочет записать эту композицию для титров фильма. И так появилась в титрах композиция "Светит месяц")
Прим. автора

Отель Гранд Будапешт

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Вот здесь я вас перебью и наши музыканты сыграют то, что звучит на титрах фильма. "Светит месяц"! Поехали!

Е л е н а К л и м о в а - Александр Марчаковский и Дмитрий Дмитриенко!

И г р а ю т

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Вот у нас в прямом эфире нашей программы Клавдия спрашивает: "А этот коллектив Людмила Зыкина сама пригласила к себе работать, или он был создан уже после ее смерти?"

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - Этот коллектив, коллектив уникальный и я подчеркиваю, именно с о з д а л а Людмила Георгиевна Зыкина! Свое первое официальное боевое крещение этот коллектив получил еще в 1977 году в Карнегги - Холл в Соединенных Штатах Америки и с тех пор коллектив этот существует. Правда уже пять лет мы существуем без Людмилы Георгиевны Зыкиной и мы безусловно чтим, помним ее... Кстати говоря 10 июня исполнилось 85 лет со дня ее рождения, был большой концерт в Кремле, было еще много замечательных событий: Русский фестиваль в Коломенском, сегодня мы вернулись из Нижегородской области, где прошел удивительный по своей красоте фестиваль самодеятельных творческих коллективов тоже приуроченный к юбилею Людмилы Зыкиной... Как видите, это имя неразрывно связано с судьбой Ансамбля.

Е л е н а К л и м о в а - Надо отметить, что Ансамблю в этом году исполнилось 37 лет.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - А скажите пожалуйста, как вы думаете, русская музыка для зарубежья, это все еще экзотика? У меня такое ощущение, что она для России, все таки...

Е л е н а К л и м о в а - Я бы так не сказала. Русская музыка для России, как раз, в большей степени экзотика, нежели для зарубежья. Мы много выезжаем, часто бываем за границей... Да и не только мы, а и многие русские коллективы. Встречают очень органично, залы всегда полны публики, абсолютно разновозрастной, и вопринимают нас не так, как в России. Объясню: В России мы все таки являемся образцом русских народных инструментов, подразумевается, "из народа", и нас ни как не ассоциируют с академическими музыкальными инструментами... А в Париже есть консерватория, где еще в эпоху нашего Царя Николая II... Кстати Дмитрий Дмитриенко лучше об этом расскажет...

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - С Парижем у Русской балалайки вообще очень много связано! Именно у русской балалайки... в 1908 году Василий Васильевич Андреев - создатель первого великорусского оркестра получил орден "Пальмус - академус" именно "За введение нового элемента в мировую музыкальную культуру" Поэтому наша балалайка была тогда еще признна именно как новый элемент в мировой музыкальной культуре.

А л е к с а н д р М а р ч а к о в с к и й - Хотелось бы добавить, что русская музыка сегодня настолько разнообразна, что это не просто уже какие то частушки, или "два притопа - три прихлопа..." Репертуар настолько обширен, именно для народных инструментов, что на Западе слушают именно музыку, а не просто народные инструменты. Мы играем и классику и произведения специально написанные для оркестра народных инструментов и они достаточно сильны для того, чтобы воспринимать их, как просто экзотические!

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - Надо сказать, что в Парижской консерватории откры класс русской балалайки!

Д а в и д Ш н е й д е р о в - В Парижской консерватории? А интересно в Московской консерватории есть класс балалайки?

В с е - Нет. В академии имени Гнесиных есть. Но в консерватории нет.

Я н а С у е т и н а - Скажите как вам понравился этот опыт участия именно в зарубежных фильмах и хотелось бы вам и дальше принимать участие в подобных проектах?

Е л е н а К л и м о в а - Надо сказать, что мы уже принимаем участие...

Д а в и д Ш н е й д е р о в - В каких?

Е л е н а К л и м о в а - Это коммерческая тайна)) У известного российского режиссера.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - А у западных?

Е л е н а К л и м о в а - Разумеется! Александр Депла, кстати, тоже не остался к нам равнодушным, да и мы теперь уже постоянно поддерживаем контакт с западными композиторами. Но пока работаем над российским фильмом. А опыт такой нам безусловно приятен, особенно интересно, когда ты озвучиваешь фильм и видишь только какие то отрывки фильма на экране, но еще не знаешь, что из всего этого выйдет... Это интригует!

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Вы не знали о чем будет фильм, когда его озвучивали?

Е л е н а К л и м о в а - Нет. Но как раз в это время начинались какие то малоприятные антироссийские движения и мы сразу выдвинули своё условие: Чтобы не было никакого насмехательства в адрес балалаек, в адрес России, чтобы не было никакого искажения исторических фактов... Нам прислали огромное письмо о том, что это будет веселая комедия, которая не имеет никакого отношения к политическим ситуациям.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - То есть вы поставили Голливуду условие, о том, чтобы в фильме, скажем так, с осиновыми кольями, как у Михалкова, в атаку не шли... с балалайками на перевес?

Е л е н а К л и м о в а - Да. Условие, чтобы не было никаких движений против русской культуры.

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - Условие нужны были, чтобы не получилось так, что мы себя же, каким то образом, дискредитировали.

Ансамбль Россия им Л.ЗыкинойД а в и д Ш н е й д е р о в - А действительно, что в фильме звучит Камаринская?

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - А давайте мы вам сыграем тему из фильма.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Давайте!

И г р а ю т

А л е к с а н д р М а р ч а к о в с к и й - На самом деле в фильме существуют практически две темы. Одну мы с вами уже услышали. Но дело не в этом. А дело в том, что мы проводили в студии начиная с 6 утра и до 10 вечера, и с небольшими перерывами продолжали писать вот эту музыку. И это были вот эти две темы... И не спроста Елена заметила, что музыканты тогда немножко очумели, это не случайно, это же разные варианты одного и того же! В нотах были помечены: Тысяча один, тысяча два варианта, и эти варианты нужно было все записать в разных конфигурациях, но музыка одна и та же! В таких обстоятельствах ты сидишь и постепенно шалеешь от этого всего...

Е л е н а К л и м о в а - А на экране, как раз человек, который лежал в ванне в резиновой шапочке на голове...

А л е к с а н д р М а р ч а к о в с к и й - И тогда нам никто так вразумительно и не ответил на вопрос "Почему балалайки?" "Почему русский - народный оркестр играет в фильме про Будапешт?" и вообще, как все это связано? Но им так захотелось. И вот приехал Уэс Андерсон и начал заниматься творчеством.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - А вы с ним общались?

А л е к с а н д р М а р ч а к о в с к и й - Он постоянно находился в студии. Более того, у него постоянно рождались какие то идеи. Вот это нужно сделать вот так, вот это так... здесь, мол, укоротим, а здесь удлинним... Так мы и записали этот музыкальный материал. Но дело здесь вот в чем, я человек достаточно радио - телевизионный, много посвятил этому своего времени, и я понимаю, что конечно, вариантов должно быть множество. Но, при этом, музыка не должна перетягивать на себя одеяло! И потом , когда я посмотрел фильм, увидел, что в него вошли только кусочки из всего того, что мы там насоздавали.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - А саунд - трек отдельным диском не выпускали?

Е л е н а К л и м о в а - Мы открывали Берлинский кинофестиваль в феврале, там то и раздавали такой отдельный диск с саунд - треком к фильму.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Сколько всего человек работает в Ансамбле?

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - Понимаете, Ансамбль был создан по принципу камерного оркестра солистов, поэтому музыкантов в ансамбле не так много; всего 25 человек.Но каждый из них звезда! Даже если он на контрабасе играет, он выходит на концертах, солирует, у него свои сольные номера, или даже целые концерты... Вплоть до "Полета шмеля" Римского Корсакова.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - На балалайке?

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - На балалайке - контрабас! На балалайке, это давно не фокус! Так что музыкантов не много, но сегодня это элита, это талантливейшие исполнители. Людмила Георгивна всегда говорила, что есть пение правильное, есть не правильное, но ни на какую манеру, народную или академическую, она никогда не делила исполнительское мастерство. Сама она училась у педагогов, которые преподавали оперный вокал. Ольга Борисовна Воронец абсолютно правильно сказала о народном пении - оно определяется не манерой и не тембром... Есть такое понятие "Русский голос" и определяется он состоянием души!

Ансамбль Россия им. Л.Зыкиной (1)
Д а в и д Ш н е й д е р о в - можно попросить ва рассказать о том, что за спектакли ставит Слава?

Е л е н а К л и м о в а - Мы в прошлом году выезжали на Авиньонский фестиваль во Франции со Славиным спектаклем, в котором участвую музыканты Ансамбля "Россия".

В я ч е с л а в К о р н и ч е н к о - Надо сказать, что мы вообще озадачились тем, чтобы предложить нашу русскую культуру Авиньонскому фестивалю, поскольку обнаружили, что ее там, практически нет. И мы поставили "Сорочинскую ярмарку". Разумеется, мы стараемся ставить музыкальные спектакли, главным героем в которых является именно музыка. Таким образом мы расширяемся до состояния не только музыкального ансамбля, но и до масштабов, в целом, культурного явления.

Я н а С у е т и н а - Ну как же так вышло, что никто в России не знает о том, что вы записывали музыку к Голливудскому фильму?!

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Я прочел в интернете очень горькую Славину заметку про то, что все говорили в прессе о фильме, но никто не говорил о том, что Ансамбль "Россия" записал к нему музыку. Я Славе ответил в течении секунд тридцати, что, ребята, вы у нас тут же будете, в ближайшую субботу на эфире! Но почему так?

Е л е н а К л и м о в а - мы делали рассылку по всем СМИ, и к этому даже подключились " Двадцатый век фокс" Российское представитльство, но по телефону нам отвечали: "Балалайки - это не наш формат! О фильме мы расскажем, а то, что вы музыку записали... Ну и что?"

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Если нас вдруг сейчас слушают профессионалы киноиндустрии, продюссеры, режиссеры... Обратите внимание: Ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной! Они записали музыку к замечательному фильму "Отель Гранд Будапешт" Я надеюсь, что эти ребята вам очень и очень еще пригодятся! Тяжело сегодня существовать музыкальному коллективу с таким репертуаром? На корпоративы зовут?

Е л е н а К л и м о в а - Ансамбль "Россия" безусловно сейчас востребованный коллектив, птому, что мы все сейчас прикладываем большие усилия и работаем по всем фронтам. Но... конечно, тяжело! Не просто.

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - Мы не имеем такойпрактики выступать на корпоративах, хотя, как сказать. Корпоративы бывают разных уровней... Мы, все же, очень много выступаем и на гастролях и в Москве, играем много разной музыки. Записали недавно диск из кмерных произведений Сергея Рахманинова, удивительных по красоте. Солисткой выступила Ольга Пудова, из Мариинского театра. Получилась очень интересная работа. Но истинному искусству всегда было не просто.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - А трибьюты современных мелодий не делаете?

Е л е н а К л и м о в а - У нас было такое предложение. На нас выходили от группы "Скорпионс" но что то она подзавяла немного эта идея. В силу того, что у них было мировое турне и у нас были гастроли... не совпало. Но мы эту идею не оставляем. Да и Людмила Георгиевна, было дело, пела с "Битлз"!

Я н а С у е т и н а - Я просто уверена, что всему коллективу ансамбля фильм Отель Гранд Будапешт понравился. Но у меня такой вопрос: А смогли бы вы записать музыку к фильму, который вам бы не понравился? Скажем, на заказ?

Е л е н а К л и м о в а - Нет. Это принципиальная позиция.

Д м и т р и й Д м и т р и е н к о - Однажды народной артистке россии Надежде Крыгиной позвонили из группы "Ленинград" и откровенно предложили записать матом частушки, за приличный гонорар. Она категорически отказалась это делать.

Д а в и д Ш н е й д е р о в - Спасибо, друзья! Слав, представь всех еще раз! И на этом закончим.

В я ч е с л а в К о р н и ч е н к о - с удовольствием это сделаю...
  

Б е с е д у   в е л и :   Д а в и д   Ш н е й д е р о в ,   Я н а   С у е т и н а ,   К а р и н а   П о г о с о в а 
В   г о с т я х :   Д м и т р и й   Д м и т р и е н к о ,   Е л е н а   К л и м о в а ,   В я ч е с л а в   К о р н и ч е н к о ,   А л е к с а н д р   М а р ч а к о в с к и й .  С т е н о г р а ф и я   О к с а н ы   П а в л о в с к о й .  Ф о т о г р а ф и и   о ф и ц и а л ь н о й   п р е м ь е р ы   ф и л ь м а   в   М о с к в е   п р е д о с т а в л е н ы   п р е с с - с л у ж б о й   к о м п а н и и   " Д в а д ц а т ы й   в е к   ф о к с "   ( Р о с с и я )