Версия для слабовидящих

Отзвуки танцев старинных усадеб

« Назад

31.03.2016 11:47

DSC_0246 Ансамбль “Россия” в предвкушении премьеры. Музыкант ансамбля Владимир Дунаев готовится исполнить новое авторское произведение композитора Валерия Кикты, которое называется “Отзвуки танцев старинных усадеб”. Создатели этого произведения утверждают, что слушателей, на Фестивале современной музыки для оркестров народных инструментов, девятого апреля, ждет большой сюрприз, ­ они увидят настоящий живой спектакль, над которым сейчас работают и композитор Валерий Кикта и солист Владимир Дунаев и Ансамбль “Россия”, во главе с художественным руководителем Дмитрием Дмитриенко, артисты балета и балетмейстер Борис Мягков. Сегодня все, кто причастен к этому многосложному и невероятно притягательному процессу, собрались в редакции газеты “Культурный код”, чтобы побеседовать о предстоящей премьере.

Вячеслав Корниченко​:

Валерий Григорьевич, произведение "Отзвуки танцев старинных усадеб", премьера которого состоится 9 апреля, в рамках фестиваля современной музыки, было написано специально для ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной?

Валерий Кикта​:

Для Владимира Дунаева. Он ведь и есть часть ансамбля. По этому можно сказать, что для ансамбля… Меня привлекает тот факт, что ансамбль "Россия" ­ это ансамбль солистов, а не огромный оркестр, где колоссальное количество участников; там у них уже другие задачи, о которых мало интересно сейчас говорить…

Вячеслав Корниченко​:

Вам интересно именно для ансамбля русских народных инструментов писать?

Валерий Кикта:

Да. Обидно, что нам здесь в России безразлично то, что происходит с народными оркестрами. Я видел, как в Россию из США, Европы, приезжают музыканты за нотами, сидят, копаются в них с утра до вечера… А нам эти ноты безразличны. Все французы приезжают в Иркутск, читают старинные письма на французском языке (Раньше ведь только по­-французски переписывались!) там всё это издают, а мы потом покупаем у них эти книги. От нас ускользает это… Мы это уже потеряли.

Вячеслав Корниченко:

Валерий Григорьевич, а почему вы решили обратиться к теме старинных усадеб?

IMG_3304-1 Валерий Кикта​:

Эти наши старинные имения совершенно романтическую имеют притягательность! Я верю, что где­-то там, на чердаках, в подвалах сохранились еще эти старинные письма, которых никто не читал… И музыка из этих наших старинных имений где ­то лежит и ждет своего часа… Я это почти физически ощущал, когда ходил по этим усадьбам… Вот и захотелось мне погрузить слушателя в этот контекст, в эту атмосферу. Захотелось поделиться этой светлой щемящей ностальгией. Мы с Борисом Ивановичем решили, что сделаем это через танцевальную музыку, через сам даже танец… Раньше ведь в усадьбах танцевали разные танцы.

Дмитрий Дмитриенко:

Вальс, Мазурка, Полька…

Валерий Кикта:

Да… Всё это мы узнаем теперь только из каких то весточек из прошлого:
"Евгения Онегина", произведений Чайковского… Всё это забыто. Мы с Борисом Ивановичем Мягковым нашим знаменитым российский балетмейстером, с которым мы уже давным - ­давно дружим, мечтали много лет Дубровского поставить; и в этой работе мы, как бы возвращаемся к Дубровскому, только на другом уровне…

Вячеслав Корниченко:

Вы решили иллюстрировать выступление танцевальными номерами, или же вы сейчас создаете синтетическое произведение, в котором хореография органично вплетается в повествование?

Валерий Кикта:

Получилось так, что уже была написана музыкальная основа, когда мы решили пригласить Бориса Ивановича, чтобы он послушал и решил, что можно сделать. Он в этом нашел концепцию спектакля и ему не хватило в музыке важного психологического момента на чем выстраивалась бы драматургия повествования…

Борис Мягков:

Я всегда, в любой своей работе, стараюсь найти сквозную линию, на которой строился бы весь спектакль. Не то чтобы убрать, но по крайней мере минимизировать эту дивертисментность. Необходимо чтобы был смысл, а не просто иллюстрация танцев, которые мы когда-­то танцевали в этих старинных усадьбах. Мне всегда важна именно авторская мысль и, прослушав музыку, я увидел, такое решение: Будто играет некий музыкант и своей балалайкой рассказывает нам эту историю о старинных усадьбах… "Отзвуки танцев старинных усадеб" ­ потрясающее, поэтическое название! Оно словно напоено творчеством Бунина, Чехова… ­ тех людей, на фоне которых вся эта культура усадьб остановилась. Оно несет в себе этот драматический грустный момент умирания, исчезания, утраты…

Вячеслав Корниченко:

А музыку вы оставили такой, как она была написана изначально?

Борис Мягков:

Нет. Балетмейстеры всегда вносят свои коррективы по каким то отдельным эпизодам. Моя жизнь в искусстве просто пестрит такими примерами : Григорович согласился на мои коррективы в нашей с ним работе "Конёк - Горбунок" и во многом работа стала иной, нежели изначальная ее задумка. То же самое происходило в работе Михаила Чулаки "Слуга двух господ", и с Кареном Хачатуряном в “Белоснежке и семи гномах”… Хачатурян с моими коррективами согласился и спектакль уже 17 лет идет в Казани. Без хореографа невозможно строить такую работу, ­ он далеко не вторичен…

Дмитрий Дмитриенко:

Я вас сейчас слушаю и ловлю себя на мысли, что я абсолютно счастливый человек! Судьба подарила мне возможность участвовать в рождении новой музыки, нового произведения, в котором участвуют такие замечательные люди!

photo-52730 Борис Мягков:

Валерий ­ замечательный композитор и я восхищаюсь его музыкой! Она потрясающая! Она достойна сама по себе существовать и ничего ей больше не надо. Это высокого уровня музыка и к исполнителям предъявляет довольно высокие требования. Присутствие на сцене балета, дело всегда ответственное и мне придётся потрудиться, чтобы найти танцоров такого же уровня, как музыканты ансамбля “Россия” имени Людмилы Зыкиной.

Дмитрий Дмитриенко:

В сегодняшнее наше время это особенно важно проводить такие концерты, и я рад,что в нашем ансамбле есть такие великолепные музыканты, как Владимир Дунаев, для которых современные композиторы пишут свои произведения…

Вячеслав Корниченко:

Владимир, не скромничай, рассказывай как создавалось это произведение…

Владимир Дунаев:

Это второе сочинение Валерия Григорьевича, которое я исполняю. Первое было посвящено творчеству Николая Николаевича Некрасова…

Валерий Кикта:

Очень хорошо исполнил ты это произведение!

Владимир Дунаев:

Спасибо,Валерий Григорьевич После этого произведения и появилась мечта, чтобы Валерий Григорьевич что­ то сделал для нашего коллектива. Тогда у нас с ним начался разговор серьезный. Первое что он сделал, это стал убеждать меня, поездить по этим старинным имениям , поприсутствовать там , проникнуться этим настроением, энергией… Но, к сожалению, у меня этого не получилось. Тогда Валерий Григорьевич сам стал туда ездить, смотреть, записывать… У него родилось авторское сочинение, не цитирование каких то фрагментов, а именно авторское произведение… Потом уже он стал мне звонить, уточнять состав, инструменты, стали работать… В итоге родилась такая прекрасная партитура!

DSC0091

Дмитрий Дмитриенко:

Для нас, для нашего жанра, композиторы такого масштаба большое событие. Такие композиторы сами по себе ­ чистые глубинные родниковые воды, которые являются истиной, по большому счету. Наша задача в музыке, близка к стихотворению Ахматовой о Великом русском слове… Главное для нас ­сохранить этот высокий уровень исполнительства на русских национальных инструментах. Во времена Андреева ведь именно так все начиналось и зарождалось. Мы сами виноваты в том, что сегодня происходит с национальным исполнительским искусством. Мы где­ то пропускаем и халтуру и халатное отношение к музыке. Но именно эти композиторы, эта музыка и должна определять уровень исполнительства на русских инструментах. Я предаю огромное значение предстоящему концерту и жду от него очень многого.

Текст Вячеслав Корниченко
Материал Электронной газеты "Культурный код"