Версия для слабовидящих

ОТ БАЛАЛАЙКИ - К ДОМРЕ И ОРКЕСТРУ

« Назад

23.12.2016 11:36
Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной

В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева – композитора, организатора и руководителя первого оркестра русских народных инструментов. О нём, о его вкладе в мировую музыкальную культуру корреспонденту «МР» рассказал народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, домрист-виртуоз, композитор Александр Андреевич Цыганков.

Текст: Илья Артемьев-Сысоев
Фото из архива Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной

В.В. Андреев

О ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ

Василий Васильевич Андреев – личность уникальная, знаковая не только для нашей России, но и для мировой культуры. И тому есть доказательства. По инициативе великого французского композитора Жоржа Массне Андреев получил звание почетного члена французской Академии изящных искусств. Это очень высокая честь. Формулировка, которая лежала в основе присвоения этого звания, была такой: «за внесение нового элемента в мировую музыкальную культуру».

Принципиальная позиция заключается в том, что созданное Андреевым явление не является частью фольклора. Да, он взял фольклорную основу, но обработал её, вывел на совершенно иной, профессиональный уровень. Он создал народно-инструментальный жанр русской музыкальной культуры. И это жанр вошел как определенное музыкальное течение в культурное пространство не только славянского мира. Жорж Массе был уверен, что он нашёл своё место и в мировой музыкальной культуре.

Деятельность Андреева можно разделить на несколько этапов. Первый этап: Василий Васильевич, человек довольно состоятельный, вхожий в петербургское общество, владеющий на любительском уровне скрипкой и фортепьяно, случайно услышал игру талантливого балалаечника по имени Антип. И у него зародилась мысль: почему бы не вывести этот уникальный национальный инструмент на профессиональную сцену? В первую очередь он совершенствует саму балалайку, разумеется, прибегнув для этого к помощи профессиональных мастеров. И, предлагая им свои чертежи, создает на основе примитивной балалайки принципиально новый инструмент с куда более сильным звуком. После этого он демонстрирует новинку общественности и императору Александру III (это произошло в здании, стоящем недалеко от Зимнего дворца; сейчас там находится Петербургский институт культуры). Демонстрация проходит успешно, и после этого мастер смычковых инструментов Франц Станиславович Пасербский, поставщик царского двора, делает Василию Васильевичу предложение организовать производство балалаек новой конструкции. Одновременно Андреев создаёт разные виды балалаек: кварту, пикколо, секунду, альт, баси контрабас.

Великорусский оркестр В.В. Андреева

Таким образом, второй этап – это рождение балалаечного ансамбля, который 20 марта 1888 года в зале Петербургского городского кредитного общества – надо отметить, что в то время это был весьма именитый зал – впервые даёт концерт из различных пьес, в том числе и произведений музыкальной классики. Тогда ансамбль назывался «Кружок любителей игры на балалайке». Это и стало началом третьего этапа деятельности Андреева – создание Великорусского оркестра, но до первого концерта должно было пройти восемь лет.

ОБ ИНСТРУМЕНТАХ И ОРКЕСТРАХ

Есть музыкальный инструмент более древний, чем балалайка. Это древнерусская домра. Она появилась в XVI-XVII веках в творчестве первых русских профессиональных музыкантов-скоморохов. О популярности домры в их среде – говорит наличие множества пословиц и поговорок того времени, таких как «У Еремы гусли, у Фомы домра»; «Рад скомрах о своих домрах», «Любить игра – купить домра». Сохранилось упоминание о том, что скоморохи покупали струны и домры в домерном ряду в Москве. Да и во дворце царя Алексея Михайловича до появления грозного указа 1648 года был оркестр «домрачеев», в котором уже были разновидности домры: домра басистая, маленькая домра – «домришко».

И тем не менее, несмотря на это, во время правления царя Алексея Михайловича (Тишайший), отца Петра I, со скоморохами жестоко расправились. Как известно, на этом настоял патриарх Никон, который усмотрел в бродячих актёрах и музыкантах возмутителей спокойствия. Был издан царский указ, фактически покончивший с данным культурным явлением. И вместе со скоморохами была уничтожена в прямом смысле слова и древнерусская домра (инструменты изымались из обращения и сжигались на берегу Москвы).

В конце XVII века появляются упоминания о балалайке – треугольном струнном инструменте, на котором играли только пальцами правой руки (без помощи медиатора). Именно ее услышал Андреев в руках крестьянина Антипа. Но инструмент, который создал Василий Васильевич, принципиально отличался от своей «фольклорной» предшественницы. Он создал профессиональный инструмент – из лучших сортов дерева, с продуманными пропорциями, ярким звуком, с металлическими ладами. Многие из андреевских балалаек, изготовленные такими знаменитыми мастерами, как Иванов, асербский, Налимов, и сейчас ценятся очень высоко. На некоторых из них до сих пор играют профессиональные музыканты, причем эти инструменты прекрасно звучат.

Если же говорить о домре, то пара уцелевших образцов этого инструмента в 90-е годы XIX века была найдена в Вятской губернии. В.В. Андреев буквально возродил домру, причем использовал некоторые акустические особенности мандолины и немецкой цитры. Василий Васильевич создал семейство домр: пикколо, малая, на которой играю я сам, альтовая и басовая. И когда семейство домр было добавлено к семейству балалаек произошло рождение оркестра, который Андреев и назвал Великорусским. В 1912 году в состав оркестра были добавлены клавишные гусли, сконструированные сподвижником Андреева Н.П. Фониным.

Оркестр триумфально гастролировал в Англии, Франции, Германии, потом побывал и в США. Только в Нью-Йорке они выступали около месяца. Это было ново и настолько необычно, что публика валом валила на их концерты. После этих гастролей, Великорусский оркестр приобрел в Америке чрезвычайную популярность. В различных городах США появились любительские оркестры русских народных инструментов, а в настоящее время существует целая Балалаечно-домровая ассоциация Америки, включающая оркестры и ансамбли Вашингтона, Атланты, Хьюстона, Тусона, Лос-Анжелеса и других городов. С этой ассоциацией на протяжении долгого времени я поддерживаю самые тесные связи как исполнитель, педагог и композитор.

Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной

Василия Васильевича активно поддержал император Александр III, а позже и его наследник Николай II. На торжествах по случаю 25-летия творческой деятельности Андреева в Мариинском театре присутствовала вся царская семья. Именно тогда Федор Иванович Шаляпин произнес свои известные слова: «Ты пригрел у своего сердца сиротинку-балалайку». Так что развитие нового направления в русской музыкальной культуре получило одобрение и постоянно поддерживалось на самом высоком верху.

Как я уже говорил, в 1912 году в состав оркестра были введены клавишные гусли, сконструированные соратником Андреева Н.П Фониным. Надо отметить, что при Андрееве оркестровая традиция начинает распространяться в армии – там появляются балалаечные оркестры. Многие военнослужащие по увольнении в запас, сами создавали подобные оркестры на местах. Так рождались всё новые и новые коллективы андреевского направления.

Это период 20-50-х годов. Примерно тогда же в состав оркестра вошли баяны и гармоники. Позднее были введены и духовые инструменты – флейта и гобой, что могли себе позволить только профессиональные коллективы.

В последнее время в состав оркестра стали вводить кларнет. Этот инструмент отлично сочетается со звучанием струнно-щипковых инструментов и баяном. Кларнет обладает уникальной особенностью звучать на пиано (с итальянского «piano» – тихо). И прекрасно вписывается в звучание всего оркестра.

Можно долго перечислять верных последователей Андреева. Это и композиторы: Н.П. Будашкин, В.Н. Городовская, П.В. Куликов, Ю.Н. Шишаков и дирижеры: Н.П. Осипов, В.С. Смирнов, В.П. Дубровский, В.П. Попов, Н.Н. Калинин. Неоценим, например, вклад Николая Николаевича Калинина. Благодаря его содействию появились профессиональные оркестры – муниципальные, губернаторские, филармонические, в которых играют музыкантынародники.

Конечно, такой тип оркестра народных инструментов не мог не стать примером для других народов. Подобные оркестры национальных инструментов появились во всех республиках Советского Союза. Огромное внимание этому жанру уделяется в Китае, где оркестрам народных инструментов оказывают широкую поддержку на государственном уровне, причём это касается как серьёзных профессиональных коллективов, так и любительских.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ

Межрегиональная общественная организация «Профессиональное сообщество деятелей национального академического исполнительского искусства» возникла при активном участии Дмитрия Сергеевича Дмитриенко на базе ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Таким образом, была предпринята попытка закрепить этот жанр в современной культурной жизни российского общества через создание своего рода «цеха», наподобие профессионального сообщества, скажем, сталеваров или типографских работников. Эта организация объединила людей, посвятивших себя данному музыкальному направлению.

Разумеется, сообщество, объединяющее единомышленников, преданных идеям Андреева, – это лучше, чем разобщённые индивидуалы. Ведь сила всегда была в единстве.

Александр Андреевич Цыганков

Хотелось бы, чтобы данное сообщество активнее занималось просветительской деятельностью, пропагандой нашего жанра в масштабе всей страны. Надо добиваться, чтобы эти инструменты больше звучали для широкой аудитории и в первую очередь с телевизионных экранов. А пока что, к сожалению, телевидение смотрит на наш жанр сквозь пальцы, порой даже с пренебрежением. Считается, что это фольклор и что место подобному явлению в так называемой сельской местности. У нас привыкли разделять таким образом: есть классика, а есть шоу-бизнес, сугубо развлекательный вид искусства.

Наше течение, наш жанр – это самостоятельный вид, который находится в культурном пространстве нашей страны, и к нему надо относиться не просто как к фольклору, а как к серьезному, долговременному жанру, созданному Андреевым. Это иная форма российской музыкальности – не фольклор, а профессиональная область, вышедшая из фольклора, но таковым не являющаяся.

Возьмём, например, скрипку, фортепиано. Это классические академические инструменты, на которых играют в любой стране. То же относится к балету, живописи, иным видам искусства. Они получили всемирное распространение. А вот домра и балалайка нашли своё профессиональное воплощение в основном в России, Украине и Белоруссии. Но в других странах есть любительское искусство, имеющее отношение к нашим, русским инструментам. Например, в США есть ассоциация домры и балалайки. Она, может, и невелика, но в её составе целый ряд оркестров и ансамблей, исключительно любительских. Их участники одеваются в народные костюмы, играют, поют, и мы, конечно, помогаем им. Есть у нашего жанра и противники. Эти люди говорят, что Россия – многонациональная страна, так почему надо уделять столько внимания именно русским народным инструментам? Среди россиян есть башкиры, татары, евреи, украинцы и многие другие. Но ведь на территории национальных автономий местные народные традиции пользуются огромной популярностью, например, в том же Татарстане. Там повсюду звучит и татарская песня, и татарская музыка. Там заботятся о том, чтобы сберечь и сохранить эту часть национального менталитета. Мне кажется, что перед нами стоит важнейшая задача – добиться прорыва в плане популяризации нашего жанра. Ведь он живёт, развивается.

Я предлагаю провести на одном из телеканалов конкурс, в котором могли бы принять участие юные исполнители, играющие на русских народных инструментах, по формату программ «Голос» или «Синяя птица». У ребят был бы шанс продемонстрировать свои достижения с телеэкранов на всю страну, и я уверен, что это привлекло бы внимание, вызвало бы неподдельный интерес публики. Ведь уровень наших исполнителей, в том числе и молодых, очень высок, просто широкая аудитория не имеет возможности видеть их, слышать их игру, оценить их достижения, а это существенно влияет на заинтересованность родителей и детей в освоении домры, балалайки, баяна в музыкальных образовательных заведениях России.