Версия для слабовидящих

Об идее создания Композиторской лаборатории "Открытый космос"

« Назад

14.05.2016 15:03

Продюсер Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной Елена Климова рассказала об идее создания Всероссийской композиторской лаборатории «Открытый космос» Электронной газете «Культурный код»

ш

 Елена, расскажи нашим читателям, для чего была придумана лаборатория?

Сам факт наличия такой лаборатории в нашем коллективе не говорит о том, что мы решили совсем изменить свой формат, и перестроится только на исполнение современной музыки. Все-таки ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной это коллектив, в котором бережно хранятся лучшие традиции русского национального академического искусства. Он унаследовал от своих великих создателей уникальный репертуар, который мы не собираемся забывать… Но то, что у нас уже есть, не отменяет естественного желания открывать что-то новое… В название коллектива уже заложено слово академический, и мы занимаемся академическим искусством, а не народным, или фольклорным. В этом смысле мы не являемся только хранителями или собирателями. Это важно. Многие,конечно,считают, что мы исполняем народные песни. По большому счету, это, конечно, заслуга тех композиторов, которые их написали, но песни в нашем репертуаре не являются таковыми. Даже если это народная песня, то, все равно, она обработана, и переделана под состав ансамбля и исполнителя. 
Нам необходимо развиваться в разных направлениях. Самое большое достоинство композиторской лаборатории «Открытый космос» это то, что мы имеем возможность обратить внимание молодых современных композиторов на ансамбль русских народных инструментов. Нам интересно познавать себя, открывать новые исполнительские возможности на инструментах. Мы хотим показать композиторам, работающим в разных композиторских техниках, что мы открыты и хотим развиваться. Наши музыкальные инструменты, в большинстве своем, ведь являются самыми молодыми, они существуют всего только один век, а при этом они самые малоизученные инструменты; их возможности до конца не раскрыты. А ведь современность так и норовит оставить их в качестве музейного раритета, не предоставив им возможности обрести свое место в сегодняшнем или завтрашнем мире. В конце ­ концов, благодаря экспериментальной работе с современными композиторами, мы получаем новые музыкальные произведения, написанные конкретно для нашего состава.

Но у ансамбля «Россия» достаточно богатая концертная жизнь, почему же все-таки возникает такая необходимость в эксперименте, в поиске чего-­то нового?

Для наших инструментов, а тем более нашего состава, пишут очень мало. Что я имею в виду, я сейчас объясню: Симфонический оркестр, например, это такая жестко сформированная много веков назад структура и она универсальна, ­ количество музыкальных инструментов, их назначение, месторасположение – такая, своего рода, аптечная формула. Что касается составов национальных инструментов то здесь дела обстоят, к сожалению, совсем иначе. У кого-то больше балалаек, у кого-­то домр…У кого четыре баяна, у кого-­то два, у кого-то гусли, а у кого и нет вовсе… Такое положение дел привело к тому, что все руководители этих оркестров перерабатывают музыкальные произведения, написанные для симфонических оркестров, под свой коллектив. Это по-­разному может звучать и по-разному к этому можно относиться, но эта музыка по своей природе не имеет никакого отношения к народным оркестрам. Сейчас, если композиторы пишут, то пишут для разных составов оркестров, которые сейчас функционируют. Это делает все эти произведения уникальными, в какой-­то степени. Вот и у нас есть вполне понятное стремление создавать свой уникальный продукт.

Как родилась идея такой замечательной лаборатории?

Мы работали с Музеем космонавтики над проектом и в этой связи подружились, что называется, семьями, стали партнерами и договорились о том, что будем вместе создавать что-то прекрасное и удивительное. Нельзя не отметить, что у них и сейчас нет дефицита в самых разнообразных, по-­настоящему красивых мероприятиях, на одно из которых я попала совершенно случайно. Это была выставка картин современных художников – космистов. На одной из картин я вдруг заметила, что все предметы, ­ дома, дороги, небесные тела, космос – все было изображено как будто нотная партитура. Страшно захотелось озвучить эту картину. Вот так и пришла такая идея – собрать молодых композиторов и вместе с ними создать прекрасную музыку о космосе, а возглавить эту замечательную процессию первооткрывателей может только Дмитрий Курляндский.

Скажи, ведь то, что вы сейчас собираетесь создавать с композиторами нового поколения, нацелено на какую то определенную аудиторию?

Сначала мы думали, что это может быть интересно, скорее всего, исключительно молодежной аудитории. Но если говорить о каких-то экспериментальных композиторских техниках, в которых когда ­ то и Губайдулина работала и Пендерецкий. Может не только молодёжь к нам придёт, но и ровесники этих великих композиторов . Одним словом, мы для тех кому интересно все новое, не банальное и непознанное…

Какие музыкальные инструменты планируется использовать в лаборатории?

Мы хотим сделать акцент именно на русских инструментах. Домра, Балалайка, гусли… Дмитрий хочет разнообразия русских народных ударных инструментов: трещоток, бубнов и таких духовых инструментов, как рожки, окарины… Мы будем искать в том числе и новые способы звукоизвлечения, искать расширения исполнительских возможностей музыкантов… Планируете дальше развивать это направление? Естественно! Это не одноразовый проект, мы учреждаем лабораторию на каждый год. В этом смысле я хочу сказать большое спасибо музею космонавтики, за то, что они не хотят быть просто консерваторами, а ищут что-то необычное. Они открыты всему новому и в этом смысле большая радость работать с такими людьми. Они нам предоставят множество разнообразного материала: картины, интерактивную карту, например, и так далее… Вот захочет композитор написать музыку, используя звук двигателя от лунохода, так я уверена, что и это возможно с музеем космонавтики!

Не терпится посмотреть!

Добро пожаловать: Открытие произойдет 1 июня. Это будет начало лаборатории, лекции мастер классы работа композиторов с музыкальными инструментами и музыкантами. А 17 сентября состоится концерт из уже написанных произведений, и мы ждем всех желающих в музее космонавтики.

Вацлав Строжек