Версия для слабовидящих

Мы ,как солдаты от музыки...

« Назад

05.04.2017 16:11

В. С. -   Можем ли мы для начала поговорить о приближающемся юбилейном сезоне Ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной? Скажите, Дмитрий Сергеевич, как планируете отмечать это событие, какие сюрпризы ожидают ваших слушателей?

018 Д. Д. -     Современное культурное пространство,на мой взгляд, выстраивается не по таким принципам, как, скажем, лет тридцать назад, когда собирались на юбилей коллектива в большом концертном зале, приходили гости, говорили какие то поздравительные речи, слушали концерт… Время таких юбилеев прошло. Тем более сегодня, в эпоху интернета, интерактивное пространство дает нам гораздо больше перспектив и глупо отказываться от возможности подарить этот праздник не только себе, но и многим слушателям, которые смогут разделить это событие с нами в других регионах. Поэтому, скорее всего, это будет несколько больших программ, к юбилею ансамбля, которые мы проведем на разных площадках, среди которых будут не только московские. А как планируете прожить этот юбилейный сезон внутри ансамбля? Сейчас мы во многом пересматриваем все то привычное, что было у нас накоплено за эти сорок лет жизни нашего ансамбля, - мы живем на стыке эпох, когда все меняется… В наше время уже не достаточно подготовить одну программу и гастролировать с ней до тех пор, пока к ней не пропадет интерес. Современная культурная ситуация складывается совершенно неожиданно, преподнося не мало сюрпризов. Так, например, мы вошли в новую эпоху, учредив Международную композиторскую лабораторию "Открытый космос" под руководством Дмитрия Курляндского, совместно с Музеем космонавтики. Плоды этой лаборатории, - музыкальные произведения созданные специально для Ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной, уже отмечены многими именитыми композиторами, как важная веха в истории новой музыки; по их мнению, эти шедевры 2016 года оставили след в истории искусства. Разумеется, это не могло не повлиять и на направление в художественной политике ансамбля, которое мы определяем для себя на ближайшее время. Я хочу пожелать нашему коллективу, чтобы весь наш юбилейный сезон был как можно плотнее пронизан вот такими яркими историческими событиями, как наша композиторская лаборатория. Такие вот амбициозные задачи я ставлю теперь перед нашей командой, - продюсером, режиссером, дирекцией, без которых ничего не было бы возможно. 

В. С. -     Наверняка у вас уже есть идеи подобных проектов…

Д. Д. -     Уже сейчас у нас есть задумки любопытнейших проектов, которые обещают стать на столько же яркими. Такие, например, как новый фестиваль, который мы постараемся организовать совместно с нашими партнерами и друзьями уже в предстоящем сезоне… Нельзя игнорировать те изменения в искусстве, которые довольно радикально требуют от нас нового формата мышления. Сейчас, когда стираются границы между видами искусства,музыка сплетается с театром, живописью, получаются довольно любопытные проекты, в которых невозможно отделить одно от другого… Мы раньше даже и помыслить не могли, что нам доведется сыграть не только на своих музыкальных инструментах, но и, например, на мобильных телефонах, как это происходит в произведе-нии лауреата нашей композиторской лаборатории "Открытый космос" Владимира Горлинского. И в предстоящем сезоне мы планируем провести Вторую композиторскую лабораторию, с тем же Музеем Космонавтики — нашими большими друзьями. Не могу не заметить и того факта, что у нас уже состоялось важнейшее событие ставшее, своего рода, данью великой певице, народной артистке СССР, создателю и первому художественному руководителю Ансамбля "Россия" Людмиле Зыкиной. Я сейчас говорю о выставке,открывшейся под занавес 2016 года в Музее - заповеднике "Горки Ленинские", - нашем с ними совместном проекте. Эту выставку мы относим к тем многочисленным событиям, приуроченным к празднованию юбилея Ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной. Пусть и немного заранее, но этого, как вы понимаете, не могло не произойти. Эта выставка, которая будет функционировать в Ленинских Горках до апреля 2017 года, можно так сказать, одна маленькая капелька в безграничном море нашей сердечной благодарности и всенародной любви к Людмиле Георгиевне; наша дань ее светлой памяти. Экспозиция получилась очень красивой, не могу не порекомендовать всем посетить эту замечательную выставку, пока она открыта. Имея такую славную и яркую историю, Ансамбль «Россия», изменяется очень во многих аспектах своей творческой жизни, не изменяет главному своему достоинству, - профессионализму и национальной идее. 

FP2A8306 (2) В. С. -     Дмитрий Сергеевич​, а что изменилось в Ансамбле «Россия» с того момента, когда вы вступили в должность художественного руководителя?

 Д. Д. -    В 2010 году я занял должность директора ансамбля. Так положено было по уставу. Спустя год, устав перерегистрировали и я вступил также в должность художественного руководителя. Тогда пришлось делать очень много новых программ, придумывать их, создавать, предлагать на коммерческих условиях… Так, вполне органично, эти две должности во мне сочетались и сочетаются по сей день. В том, что я здесь оказался, наверное, тоже была заложена какая то принципиальная идея со стороны министерства культуры, - нужно было влить новую кровь в коллектив… Как только я пришел в ансамбль «Россия» не то чтобы мне пришлось, а было необходимо, начать прививать этому коллективу новые принципы работы. Это не означало, что Ансамбль нуждался в радикальных изменениях из-за качества своей работы. То, как Ансамбль « Р о с с и я » аккомпанировал Людмиле Зыкиной является эталоном и по сей день! Мы и сегодня продолжаем развивать искусство аккомпанемента… Но я говорю сейчас в целом о самой художественной концепции музыкального коллектива,которую пришлось поменять. Раньше,например,коллектив огромное количество времени посвящал репетициям одной программы, которую много времени репетировали, а затем выступали с ней очень долго, пока она не теряла своей актуальности. Тогда приступали к созданию новой программы и снова все повторялось. Сегодня уже само время требует другого подхода. Мы уже не можем позволить себе таких протяженных процессов, нам необходимо расширять свой репертуар, создавать разные программы, отвечающие требованиям аудитории. В такой ситуации, представить себе свое собственное единоначалие во всех делах коллектива, связанных с творчеством, административными делами, продвижением, мне, конечно, было бы трудно. В журнале «Мужская работа» уже выходил большой материал, который назывался «О роли продюсера в национальном музыкальном коллективе», в котором наш продюсер Елена Климова рассказывает о том, как сегодня создаются новые проекты, генерируются идеи для Ансамбля. Важно подчеркнуть, что в той статье Елена говорит о том, что все это происходит в плотной неразрывной связке продюсера и художественного руководителя. Это высказывание я могу дополнить только, пожалуй, одним утверждением: все происходит в неразрывной связи одной команды, в которой продюсер и художественный руководитель, дирижер и режиссер — постановщик, - все являются частью одной команды и создают одно художественное, целое… В этом достижении и заключаются, пожалуй, все основные перемены в нашем Ансамбле. В остальном, статья идеальна и я под каждым словом в ней готов подписаться. Получился, своего рода, маленький интенсив по продюсированию национального коллектива. К тому же, не могу не похвастаться тем, что в вопросах творчества наш коллектив не подвержен разного рода вертикальным цепям, осложняющим процесс созидания. На проект в равной степени может влиять любой участник процесса и это дает поразительные результаты! Только так и могут происходить чудеса.

10838251_798484043534466_3108063256387765402_o В. С. -     Каков сегодня главный принцип в художественной политике ансамбля?

Д.Д. -     Разумеется, сегодня творческому коллективу уже недостаточно заботится только о слушателе, у него появился уже и зритель, и заказчик, и даже читатель… И наш ансамбль сегодня является во многом первопроходцем, и даже, можно сказать,изобретателем многих интересных проектов, удовлетворяющих запросы самой разной аудитории. Таким образом мы подружились со многими музеями и совместно начали создавать интеграционные проекты в которых музыка плотно переплетается с выставочной деятельностью, например… Ярко и довольно убедительно ансамбль «Россия» зазвучал в большом кино, - как известно, оскароносный саундтрек к фильму Уэса Андерсона «Отель Гранд Будапешт» был записан в исполнении наших музыкантов. В нашем репертуаре появилось множество ярких спектаклей для взрослых и детей,с которыми мы очень плотно гастролируем, в том числе и на самых престижных театральных фестивалях. Музыканты ансамбля занимаются педагогической деятельностью, и в этой связи мы стараемся организовывать мастер — классы, лекции, семинары… Мы продолжаем выпускать компакт — диски… У ансамбля есть даже своя газета «Культурный код» у которой за год накопилось порядка пяти тысяч подписчиков… Словом, Ансамбль сегодня стремится развиваться в самых разных направлениях. В этом и заключается наш главный принцип.

В. С. -     Очевидно, что работы у коллектива ансамбля в предстоящем сезоне только прибавится…

Д. Д. -     Музыкальная культура, это ведь не та вещь, которая нужна человеку, скажем, только раз в месяц. Общество остро нуждается в музыке каждый день. Мы, как солдаты от музыки, обречены выполнять много непростой работы, чтобы нам на смену пришло поистине культурное поколение.