Версия для слабовидящих

Космос, авангард и балалайки

« Назад

22.09.2016 07:54

    В июне этого года композитор Дмитрий Курляндский совместно с дирекцией академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной учредили новый проект. Лаборатория, посвященная теме космоса в искусстве, поставила перед участниками – молодыми композиторами - непростую задачу: найти в Музее космонавтики объект или звук, который будет основным тематическим фундаментом их пьесы. В течение нескольких дней они (из тридцати претендентов осталось всего девять!) взаимодействовали с музыкантами ансамбля, пытаясь донести свои космические идеи в сложных партитурах со всевозможными инструментальными техниками и приемами.

FP2A8306 (2)

    Результатом этого увлекательного путешествия по музыкальной Вселенной стал концерт в Музее космонавтики. В качестве «сцены» была выбрана площадка с огромным экраном у Центра управления полетом, где демонстрирутся планеты и спутники. Музыкантов ансамбля «Россия», равно как и зрителей окружали музейные экспонаты – карты, скафандры, ракеты и прочее. Кстати, публика могла перемещаться и подойти непосредственно к исполнителям, однако многие предпочитали оставаться на балконе и следить за происходящим сверху, как в театре. Огромное пространство музея располагало к более широкому расположению и передвижению музыкантов, но авторы лаборатории решили оставить их в привычной концертной диспозиции. Несомненно, ансамбль «Россия» заслуживает высшую похвалу, ведь исполнители не играли современную музыку и за короткий срок мастерски овладели как привычными для новейшей музыки приемами, так и нетрадиционными (игра по струнам монетой, по корпусу инструмента и т.д.)

    Каждый из участников лаборатории постарался реализовать идею космоса в своей музыке. Так, например, Анастасия Кадыша из Швейцарии обратилась к текстам Константина Циолковского – во время звучания пьесы «Бесконечность» их зачитывал актер театра и кино Вячеслав Корниченко. Михаила Пучкова привлек интерпретоскоп – прибор для изучения аэроснимков: его функция показалась ему похожей на музыкальное произведение. В основе этого одноименного сочинения лежал короткий мотив у баяна, постепенно увеличивающийся в своем «масштабе» – это во многом было аналогично работе прибора. Петербургский композитор Дмитрий Тимофеев в пьесе «Солнечный ветер» создал тонкую и изысканную материю длящихся звуков, прерываемых колористическими мотивами и отдельными тонами (они вызывали аллюзию на мерцание звезд). Наталья Прокопенко остановила свое внимание на идее гравитации, возникающей по причине возникновения частниц нитрина: в сочинении «Particle» («Частица») понятие гравитации превратилось в метафору по отношению к некому центральному гармоническому элементу, к которому «притягивалось» звучание балалаек, настроенных не в привычном строе. Анна Поспелова во время экскурсии по музею была вдохновлена метеоритными телами – по ее словам, их способность формироваться в другие сплавы напомнила ей идею лаборатории. Название пьесы «Fe_Ni» происходит от химического обозначения никелева железа, из которого и состоит метеорит, а четная «блочная» структура сочинения отражает его внутреннюю структуру. Самыми оригинальными участниками явились Даниил Пильчен, Дарья Звездина и Кирилл Широков, написав пьесы для одновременного исполнения. В качестве темы Пильчен выбрал спутник Джуно (пьеса так и называется), Звездина заявила, что «в космосе нет ничего, кроме одиночества», а Широков решил объединить две своих пьесы «Thirty Pages» и «Self-land`s stains III» в единое целое, в итоге этот музыкальный перформанс исполнялся произвольно и без дирижера.

    Но это был не просто концерт, а конкурс с дипломами и призом – статуэткой Юрия Гагарина, распечатанной на 3D-принтере. Ее обладателем стал Владимир Горлинский, написавший пьесу «Хорал». Пожалуй, это единственный участник, задействовавший не одну «точку» музея (баянист играл в противоположной от «сцены» стороне) и позволивший каждому исполнителю быть в центре звукового притяжения. Он, как и остальные финалисты позже получит 3plet альбом – формат цифрового издания, комбинирующий аудиозапись, визуальную и текстовую части в отдельном приложении и записанный на самом концерте. 

Надежда Травина Читать в источнике>>