Версия для слабовидящих

Иван Пальчук: Мы создавали русскую песню

« Назад

15.11.2017 12:09

 

Государственному академическому русскому народному ансамблю «Россия» имени Людмилы Зыкиной исполнилось сорок лет со дня его основания.

В течение этого времени ансамбль остаётся одним из ведущих гастролирующих коллективов нашей страны, с неизменным успехом выступающих на лучших концертных площадках всего мира, достойно представляя русскую народную музыкальную культуру.

Наш гость - заслуженный артист России Иван Фёдорович Пальчук. Его творческая жизнь неотделима от творческой жизни именитого ансамбля.

Иван Пальчук. Фото Елены Мартынюк

- Иван Федорович, сколько лет вы работаете в ансамбле "Россия"?

- С 1980 года. Я пришел сюда как раз осенью в ноябре, 37 лет назад. Ансамбль совсем немного поработал без меня. Я тогда играл в Оркестре Осипова, с которым мы однажды поехали на гастроли в Йошкар-Олу. Как раз в это время там же был и ансамбль "Россия". Они практически всем составом пришли на наш концерт, как выяснилось потом, не просто так, - им нужен был балалаечник. На следующий день меня пригласили на встречу к Людмиле Георгиевне и она предложила мне работать в ансамбле "Россия".

- Сомнений не было?

- Во-первых, Людмила Георгиевна лично пригласила работать в её ансамбле, - о таком предложении в те годы можно было только мечтать! К тому же, в оркестре Осипова только балалаек-прим в составе оркестра более десяти человек, аккомпанемента - четыре человека... Четырнадцать музыкантов! Я тогда и посомневался немного, - спросил Людмилу Георгиевну о том, почему выбрали именно меня. «А вы нам подходите», - ответила Людмила Георгиевна. И вот от этого прямого и ясного ответа все мои сомнения словно рукой сняло. А Зыкина после небольшой паузы еще и про зарплату спросила.

По тем временам мы в оркестре получали неплохую зарплату. Примерно сто десять - сто двадцать рублей... У меня был первый пульт, и я получал чуть больше... Я так и ответил. А тут Виктор Федорович Гридин вдруг говорит: «А у нас будете получать двести тридцать. Это устраивает?»

Стало совершенно ясно, что в ансамбль "Россия" не всех подряд приглашают, что здесь готовы на всё, лишь бы только создать первоклассный коллектив. Люди, которые ставят перед собой очень высокие художественные задачи, с пристальным вниманием относятся к своему выбору, и уж если меня приглашают, значит во мне есть потенциал выполнить эти задачи. На этом я обо всех моих сомнениях и позабыл.

- Судя по вашему стажу, вы ни разу не разочаровались в своем выборе...

- Никогда не было никакого разочарования. Работать с такими руководителями, как Людмила Георгиевна, Виктор Фёдорович, - просто подарок судьбы. Было невероятное количество интереснейших гастрольных поездок. Мы объехали всю Россию, много ездили за рубеж... И самое главное, если сравнивать, то в оркестре Осипова, в основном, игралась инструментальная музыка, а здесь всё-таки песня. Это ведь совсем другое! Песня - это душа России. А уж если поет её Людмила Георгиевна, то сразу осознаёшь всю глубину, всю широту русской души. На каждом концерте ощущалось какое-то особое единение с Россией, с людьми, словно разговариваешь сердцем с каждым, кто сидит в зрительном зале. Сейчас я не могу припомнить, был ли у нас хотя бы один "дежурный" или, как это называется, "проходной" концерт... Публика всегда выходила со слезами на глазах, просветлённая, лучистая... Это, конечно, было очень захватывающе! С таким отношением к делу у музыкантов не оставалось никаких шансов заскучать или почувствовать себя ненужным и разочароваться.

И потом сам творческий процесс был организован очень верно. У нас ведь не было каких-то авторитарных отношений, какие бывают в большинстве случаев. Обычно композитор написал, принесли ноты, разложили в оркестре, сыграли... У нас такое было невозможно. И эта невозможность именно и была обусловлена тем, что мы создавали нечто больше, чем просто "продукт", как принято сейчас выражаться,- мы создавали Русскую Песню. Виктор Фёдорович сочинял, делал аранжировки, они подробно это обсуждали с Людмилой Георгиевной, проводилась огромная работа ещё до того, как встретиться с коллективом. Казалось бы, при такой подготовке уже и обсуждать нечего, а тут наоборот, - весь этот труд приносился на репетицию с коллективом и первым вопросом был: "Ребята, а как лучше?". И мы все вместе начинали сочинять, переписывать, искать лучшее выражение, окраску, звучание... Так и создавали мы наши шедевры.

- А какой ваш любимый?

- "Вера, Надежда, Любовь" в обработке В. Гридина. Для меня это какая-то особенная веха в жизни нашего ансамбля.

Иван Пальчук. Фото Елены Мартынюк

- Иван Фёдорович, что вам особенно запомнилось из ваших поездок с ансамблем "Россия"?

- Вспоминаются наши поездки по всем городам, посёлкам и даже каким-то неведомым населённым пунктам, у которых, порой, и названия-то не было... И на вертолётах летали и на паруснике "Крузенштерн" ходили, бывало и на подводных лодках... Все эти поездки одна от другой отличаются. Но особенно, конечно, помнится 1984 год. Тогда в разгаре были афганские события. Мы давали концерты в Кандагаре, Баграме, Кундузе... Забыть это, конечно, сложно. Закидывали нас на двух вертолётах. Людмила Георгиевна в одном вертолете, мы в другом... Под прикрытием так и перелетали. Концерты давали и на улицах, и в госпиталях... Как могли, поддерживали людей песней. Во времена особенно напряжённых обстрелов вылетали в города небольшими группами, по четыре - пять человек, а остальные пережидали в казармах. Бывало, летишь в вертолёте, с офицером, пулемёт всегда наготове, а вертолёт резко - то вверх, то вниз... «А это, - говорит офицер, - мы маневрируем. Мы ведь от ракеты должны уходить. Ракета на тепло идёт». А внизу только и видно дым от ракет, которые в нашу сторону посылают...

Но самое страшное было не это. Больнее всего было смотреть на солдатиков, для которых мы давали концерты в госпиталях. Приедешь в госпиталь, а их свезут на каталках, колясках - забинтованных, израненных... Мы чудом эти концерты выдерживали. Просто понимали, насколько для них это важно, именно сейчас, именно здесь услышать русскую песню, вспомнить о Родине, о своем доме.

- Сложно себе представить, сколько потерял коллектив, когда ушла Людмила Георгиевна.

- Это как в семье, в которой не стало родного близкого человека. Мы сразу осиротели. Многие не выдержали и ушли из коллектива сразу. Мы просто не знали что делать, приходили на работу и играли что угодно, лишь бы просто так не сидеть. А не приходить было просто невозможно, - это ведь всё равно, что домой не прийти. Наверное, поэтому и сохранился коллектив в нелёгкое время. Сейчас для меня показателем того, что у нас снова всё хорошо, является тот факт, что в коллективе сейчас, в основном, молодёжь. Они ведь не пойдет куда попало, им сейчас нужно всё и сразу. То, что молодые музыканты пришли сюда, в ансамбль, который теперь носит имя Людмилы Зыкиной, говорит о многом. И самое радостное, что ребята все очень толковые.

- Обращаются к вам за советом?

- А как же! Часто спрашивают, как у нас играли раньше, а это дорогого стоит! Это значит, что они сами хотят сохранять наши традиции, всё то лучшее, что было накоплено... Значит, мы работали не напрасно. А ребятки к нам приходят очень хорошие. Они ведь играют как боги. С их приходом ощущается, что время совсем другое пришло. Исполнительское мастерство сейчас на высшем уровне, и он бережно хранится нашим художественным руководителем - Дмитрием Сергеевичем Дмитриенко, за что ему большое спасибо.

- Иван Фёдорович, что пожелаете своему родному ансамблю в этот юбилей?

- Родной мой ансамбль ещё совсем молодой, - ему исполнилось всего только сорок лет. И прежде всего, конечно, я хочу пожелать коллективу не терять своей молодой энергии. Не расплескать её понапрасну. Для слушателя наше название на афише говорит только об одном - это будет шикарный концерт. Всё будет на высшем уровне. И сомнений на этот счёт никаких нет и не может быть. Я желаю, чтобы так было всегда. Я и не сомневаюсь, что так и будет. В ансамбле есть всё, чтобы оставаться на высоте. Дорогие мои друзья, с юбилеем! Будьте всегда любимы, здоровы, счастливы и полны сил. Новых побед нам всем, новых достижений. Так держать!

Вацлав СТРОЖЕК Фото Елены МАРТЫНЮК

 

Музыкальный клондайк