Версия для слабовидящих

Антон Светличный: “Мне захотелось написать музыку про новый космический оптимизм”

« Назад

29.10.2018 13:36

 

Интервью с призером III Международной творческой лаборатории современных композиторов «Открытый космос” под руководством  Дмитрия КурляндскогоАнтоном Светличным. 

Произведение с неоднозначным названием “Лайки в космосе” принесло Антону третье место наибольшее количество восторженных откликов со
стороны слушателей.

Вацлав Строжек побеседовал с композитором об участии в лаборатории, современной музыке и множестве “лайков” за “лаек в космосе”…

32089745_10217228414810397_2279503435076206592_n

 

— Как вы работали с музыкантами ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной над своим произведением?

— Разучивание именно моего произведение проходило, насколько я могу судить, в штатном режиме – обычные оркестровые репетиции. То есть здесь без особых анекдотов, рассказывать нечего.

Подготовительный этап – другое дело. Живое знакомство с инструментами – опыт вообще очень полезный, потому что гораздо более целостный, чем чтение даже самого лучшего учебника по инструментовке: слышишь звуковые детали и различия, видишь телесный контакт, удобно/неудобно, зажимы, реакции, расстояния, пропорции, траектории и т. д.

В итоге даже за пару двухчасовых сеансов успеваешь сформировать в голове картинку – связый внутренний “образ” инструмента. Композиторы, когда сочиняют, на самом деле и мыслят вот такими образами. Когда их нет, сочинять гораздо труднее и как-то неуютно, и музыка выходит более абстрактная.

В итоге в следующий раз для народных инструментов лично я буду писать более уверенно и за заказы браться смелее. Наверное, и другие участники лаборатории так же.

Таким образом, это история, очень стимулирующая качественное расширение репертуара – и тем, кто лабораторию придумал, вообще-то от всех народников полагаются плюшки (в идеальной ситуации).

— Вам уже доводилось писать для оркестров русских народных инструментов?

— Нет, это был первый раз.

— Как вам кажется, каково положение в сегодняшней культуре у русских народных инструментов и каковы их перспективы?

— Как у любых других инструментов, подчеркивающих свою национальную и фольклорную принадлежность – статус интересной экзотики. Количество внимания к ним зависит от общественного интереса к данной культуре в целом.

Русским фолком в мире интересуются, но умеренно – инструментами, соответственно, так же (если сравнить с каким-нибудь ситаром или гамеланом). В дальнейшем картина вряд ли изменится – разве что другие инструменты вслед за баяном доберутся до интернационального статуса.

Но само по себе это не произойдет, нужно несколько десятилетий планомерной институциональной работы. Пока не видно, кто бы хотел и мог за нее взяться.

IMG_5891

С другой стороны, непонятно, будут ли какие-то инструменты (кроме компьютера, и то не факт) вообще иметь значение лет, скажем, через сто.

— Почему вы решили участвовать в III Международной творческой лаборатории «Открытый космос» под руководством Курляндского? 

— Я мог бы назвать разные причины:

1 - в Ростове хорошая народная школа, работают люди вплоть до мировых звезд типа Шишкина, т.е. какой-то личный интерес в таком окружении неизбежен;

2 – у меня были раньше разговоры с местными музыкантами про то, что было бы неплохо написать для народного оркестра – а тут выпал такой удачный случай;

3 – я был на итоговом концерте первой лаборатории и увидел, что это хорошо.

Но это будет рационализация задним числом. На самом деле, никаких сложных сознательных решений за этим не стояло – просто подумал “почему бы и нет” и отправил заявку.

32130338_10217228435690919_6880181727201853440_n-2

Мне захотелось написать музыку про этот новый космический оптимизм. Не про безразличную ледяную пустоту, которую обычно имеют в виду в музыкальных сочинениях на “космическую” тематику. А про космос, становящийся домом, игровой площадкой, ящиком с игрушками для человечества, рискнувшего выбраться из планетарной колыбели.

Космос – не только печальное философское одиночество “Одиссеи” Кларка-Кубрика, но и веселый аттракцион “Автостопом по Галактике”. Космос как игра, танец, драйв, скерцо, фейерверк. Космос как развлечение эпохи фейсбука. Космос как мем.

В таком настроении проходят примерно две трети пьесы – после чего, в последней трети, пустота (объективности ради) все-таки берет свое. Характер музыки резко меняется. Всплески энергии уступают место стазису, в котором быстро тонет вся предшествующая активность. Маска разом спадает и Вселенная показывает свое истинное (равнодушное и от того жуткое) лицо.

Собака Лайка (достаточно очевидно символизирующая тут каждого из нас) может по пути к кораблю бегать, лаять, с оптимизмом смотреть в будущее и, в сущности, делать что угодно. В конце пути ее все равно ждет растворение в великом Ничто.

— Почему вы решили именно так раскрыть тему космоса?

— Потому что этот вариант лучше других увязывался с теми звуками, которые мне хотелось написать.

— Что для вас значит тема космоса в искусстве?

— У меня нет с ней какой-то специфической тесной связи – и других произведений про космос тоже нет. Тем интереснее было об этом подумать, пока сочинял. Музыку вообще сочиняешь, чтобы что-то новое узнавать по пути.

Про космос я знаю достаточно мало, но теперь уже чуть больше, чем раньше. Например, во время работы я прочел “Краткую историю времени” Хокинга – это и само по себе неплохо, независимо от композиторских задач.

— Вам интересно было бы в будущем что то написать для русских народных инструментов?

— Да. В общем-то, мне в ближайшие недели предстоит сочинить сольную пьесу для баяна, а сейчас вот еще знакомая домристка обратилась с вопросом насчет сочинений. Так что не только в будущем, но и в настоящем уже представился случай написать.

— Когда я слушал ваше произведение, у меня возникло ощущение живого диалога с вами. Я чувствовал себя так, будто вы рассказываете мне какую то шутку и мне невольно приходилось включаться и реагировать на каждую фразу… Вы так задумывали форму своего произведения, или это возникло само по себе?

— Задумывать реакцию публики на таком уровне детализации невозможно. Композитор не может ставить себе задачу “а напишу-ка я так, чтобы у слушателя возникло ощущение живого диалога со мной”. Но кое что, конечно, сознательно написано именно так.

Общее легкое настроение, на которое работает целый комплекс приемов. Выбор аккордов, текстура, жесты, детали инструментовки и пр., даже небольшая продолжительность пьесы – люди не успевают устать. Плюс жанр “оркестрового скерцо”, для которого нормально, когда происходит много непредсказуемых событий. Т.е. музыка задает диапазон возможных реакций.

Мыслям и чувствам слушателя предлагается, так сказать, направление. Но какой конкретно дорогой в этом направлении идти – каждый слушатель решает сам.

— Планируется выпуск альбома. Как вы относитесь к тому, что ваше произведение будет записано?

— Мне кажется, примерно все композиторы (кроме совсем крайних радикалов типа Ханона) одинаково положительно относятся к тому, что их музыку записывают. Я не исключение. 

Снимок экрана 2018-09-18 в 12

— Что такое музыка?

— В еще не до конца исчезнувшем прошлом – искусство размещения звуков во времени. В еще не вполне наступившем будущем – одна из граней арт-сингулярности, в которую в итоге сольются все известные нам виды искусства.

— Передайте привет вашим слушателям, которые будут слушать ваше произведение на концертах ансамбля «Россия»

— Привет, слушатели!

— Посоветуйте что нибудь будущим композиторам – участникам IV Международной творческой лаборатории современных композиторов «Открытый космос»

Я неловко себя чувствую, давая советы людям, которые у меня их не просили. Джентльмен не учит джентльмена жизни. Но если нужна будет какая-то помощь, они всегда могут мне написать и спросить. Расскажу, что знаю.

Беседовал Вацлав Строжек 

Сlassicalmusicnews