Версия для слабовидящих

Надежда Крыгина «Вспоминая Ольгу Воронец»

« Назад

10.02.2019 07:00

В канун дня рождения Ольги Воронец я решила написать несколько строк, чтобы выразить свою бесконечную любовь и признательность творчеству великой певицы. Летом 2 августа 2019 года исполнится пять лет, как Ольги нет с нами, но я всегда буду благодарна судьбе, что была близко знакома с этой удивительной женщиной — великой дочерью России.

С самого раннего моего детства (когда я лихо отплясывала под заливистую русскую гармошку, щелкая, как орешки, частушки) я взахлеб слушала песни в исполнении Людмилы Зыкиной, Марии Мордасовой, Лидии Руслановой. По всесоюзному радио каждый день звучала народная музыка, поэтому радио у нас в доме никогда не выключалось, даже когда маленькие дети спали, его просто делали тише. Отец очень любил голос Людмилы Зыкиной, мама заслушивалась песнями Александры Стрельченко, ну а я всегда радовалась частушкам в исполнении обожаемой Марии Мордасовой. Я с упоением и радостью слушала великую Лидию Русланову и, поразившую меня тогда красотой своего необыкновенного голоса, Ольгу Воронец. Ее песни «Дочери, дочери», «Сладка ягода», «Гляжу в озера синие», «Ромашки спрятались» очаровывали меня. Но особенно в сердце запала мне одна песня. Хотелось ее слушать и слушать:

 

 703509_aiyt1-1 «Говорят, устроено в жизни все так мудро —

Все закаты вечером, все восходы утром.

Как случилось, я не знаю, что любовь остыла, 

Все у нас с тобой, наверно, несерьезно было.

 

Были мы счастливы, были мы молоды, 

И зимой морозною мы не знали холода. 

Как случилось, я не знаю, что любовь остыла, 

Все у нас с тобой, наверно, несерьезно было.

 

Мне, как радость, помнится на земле проталинка,

Посадили зернышко, да завяла яблонька. 

Как случилось, я не знаю, что любовь остыла, 

Все у нас с тобой, наверно, несерьезно было». 

 

Песня называется «Яблонька», а вот авторов не помню, у кого ни спрошу — никто не знает. 

Родилась Ольга Борисовна Воронец в 1926 году в старинном и славном городе Смоленске в музыкальной семье, мать, Екатерина Николаевна, работала пианисткой в Смоленской филармонии, а отец, Борис Михайлович, пел в Краснознаменном ансамбле песни и пляски. Бабушка очень чутко воспитывала любимую внучку и всегда заботилась о том, чтобы у Оленьки были дворянские манеры.  

В 1943 году Ольга Борисовна поступила на эстрадное отделение в оперную студию в Москве в Сокольниках. Отцу на фронт написала: «Папа, сбылась моя мечта! Я стану певицей».  
 
Ольга Борисовна в то время пела старинные романсы, эстрадные песни. Пробовала петь даже оперные арии, но волей судьбы ей было предназначено петь народную песню. Однажды Ольгу Воронец попросили заменить заболевшую во время концерта исполнительницу, вот тогда-то зрители и услышали роскошный грудной низкий голос Воронец, обладающий неповторимой тембральной окраской. Конечно же, голос Ольги больше подходил к исполнению народной песни.  

В 1947 году состоялось уже ее собственное выступление на сцене Клуба Милиции, после которого ее пригласили солировать в областную филармонию. С 1956 года Ольга Воронец стала работать солисткой-вокалисткой в «Мосэстраде», впоследствии «Москонцерт» (прим. автора).

Ольга Воронец обладала яркой запоминающейся внешностью, у нее была прекрасная горделивая осанка и стать — сказывалось бабушкино воспитание. Благодаря безграничному диапазону своего роскошного голоса, она имела возможность исполнять обширный репертуар, но жизнь преподнесла ей подарок. Ее встреча с баянистом Рафаилом Бобковым окончательно определила жанр, в котором она будет работать всю жизнь — русская народная песня и песни, написанные современными композиторами в народной манере. 

В 1956 году Ольга Борисовна поехала на Международный фестиваль во Францию, блестяще исполнила песню «Калинка», чем произвела настоящий фурор. На родину Воронец вернулась звездой.  
Она стала работать с лучшими композиторами страны: Птичкиным, Фрадкиным, Френкелем, Пономаренко, Пахмутовой, Аверкиным, Темновым, Туликовым. Ее везде ждали с нетерпением и буквально носили на руках. Мне рассказывали мои земляки, как она гастролировала в Курске. Люди так обрадовались ее приезду, что подняли ее на руки вместе с машиной, в которой она находилась. 
 
Она участвовала во многих телевизионных съемках, а песни, которые она исполняла, становились победителями престижных телевизионных проектов, таких как «Песня Года»  
Она много гастролировала с оркестром им.Н.Осипова и, конечно, везде звучала знаменитая «Калинка». Широкую популярность этой песне дала именно Ольга Воронец.

022889

Мне посчастливилось познакомиться  с Ольгой Борисовной в 1981 году в «Москонцерте». Первый концерт нашего ансамбля «Россияночка», в котором я работала, состоялся в Колонном зале дома Союзов. В этом концерте участвовала и Ольга Воронец. Я в первый раз увидела ее живьем и была поражена простотой ее общения, простотой отношения и уважения, обращенного к нам, молодым, начинающим петь русскую народную песню девчонкам. Воронец пожелала нам тогда больших творческих удач, много удивительных выступлений и впечатлений. Так все и вышло. С тех пор наш ансамбль достаточно часто выступал на концертных площадках. Всякий раз, когда пела Ольга Воронец, я обязательно стояла за кулисами и заслушивалась ее пением, восхищалась ее манерой исполнять народную песню, ведь она не пела песню, она ее играла!  

Ольга Борисовна была членом жюри на Всероссийском телерадиоконкурсе в 1990 году, где я стала лауреатом первой премии и получила «Гран-При» им. Л.Руслановой. После конкурсных выступлений Ольга Борисовна дала каждому из нас напутствие в профессии. «Нужно много и усердно трудиться, — говорила она, — просто так песня не запоется, к ней надо приложить душу, талант, свое личное отношение и любовь».  

В рамках конкурса Ольга Воронец давала мастер-классы, где показывала приемы профессионального пения. Первое, на что она просила обратить наше внимание, это дыхание. У исполнителей народной песни дыхание часто «хромает». Приводила примеры построения музыкальной фразы, делилась актерскими приемами исполнения песни, так как песня — это мини-спектакль. Она еще индивидуально работала с нами, также обращая свое внимание на особенности вокальной школы. Никогда не забуду ее советов. Ольга Борисовна показала мне некоторые приемы, которыми я пользуюсь по сей день. Я была бесконечно рада всякой возможности заниматься с ней, эти занятия по сей день помогают мне в профессиональной работе. Да и в педагогической деятельности часто приходят на помощь незабываемые фразы Ольги Воронец, которые я постоянно цитирую своим ученикам. Вот, например, одна из таких фраз:  «Педагог только направляет и указывает, как правильно петь или подбирать репертуар, а все остальное —Вы сами и Ваш ум. Пение без головы — обрубок дерева, мешающий на дороге». 
 
Уже в своей сольной карьере я часто пересекалась с Ольгой Борисовной как на концертах, так и в составе жюри музыкальных конкурсов. Я иногда подглядывала, какие оценки ставит конкурсантам Воронец. Оценки были все завышенные. Иногда я не выдерживала и говорила: «Ольга Борисовна, ну Вы просто сильно завысили оценку, этот конкурсант на такой балл не поет». А она мне в ответ: «Я вижу в этом певце искру Божию, а сейчас он не подготовился должным образом». 
1616526afada3a7fb683ed4df4122ea6 Однажды в Смоленске на конкурсе «Голоса России» мы сидели вечером с Ольгой Борисовной и Дмитрием Дмитриенко, художественным руководителем ансамбля «Россия» им.Л.Зыкиной, и беседовали о русских певицах, о создании школы народного исполнительства, об этнографии и этнографическом пении и о многом другом. Ольга Борисовна произнесла такую фразу: «Есть такое понятие — русский народный голос, и этот голос дается землей русской». Эта фраза мне запомнилась. 

Ольга Воронец стала последовательницей школы классического народного исполнительства, которую в свое время на сцене создала Надежда Плевицкая. Ольга Ковалева, Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Александра Стрельченко и мы, современные исполнители народной песни, стали последователями этой школы. Ольга Борисовна Воронец имела великолепную певческую школу, классическую школу, соединенную с народной. Но, помимо вокальной школы, Ольга Борисовна огромное внимание уделяла слову, так как в народной песне оно первостепенно.  

Какое счастье, что Ольга Борисовна после себя оставила много записей, по которым учатся начинающие исполнители народной песни. Ее, одну из всех певиц, которые поют народную песню, очень уважал Георгий Свиридов.  
 
Я часто вспоминаю, как однажды она выступала в концерте после операции на суставах. На концерт она пришла с палочкой. Ей помогли выйти на сцену, и после того, как она исполнила песни «Сладка ягода» и «Ромашки спрятались», из зала попросили спеть песню «При народе в хороводе». Оркестром в то время руководил Николай Николаевич Калинин. Ольга Борисовна запела свой хит, и там, где надо было сплясать, она искусно отдробила дробушки, зал просто взорвался, а мы, наблюдающие за исполнением из-за кулис, просто вздрогнули от восторга. Ну как это возможно?! А ведь, оказывается, возможно! В этом есть сила исполнительства, сила русской народной песни. 

Я счастлива, что была знакома с великой Ольгой Воронец, счастлива, что пела с ней на одной сцене. Она была простым искренним и честным человеком в своей любви к русской песне. Светлая память Вам, дорогая Ольга Борисовна, нижайший поклон до земли за Ваш вклад в национальную культуру и за песни, спетые Вами и оставленные нам и потомкам! 

Свято помним и храним память о Вас. Вечная память! 

 Народная артистка России Надежда Крыгина.