Версия для слабовидящих

Без прошлого будущего быть не может - 2 часть

« Назад

10.09.2018 13:12

— Здравствуйте, дорогие телезрители. Вы смотрите еженедельную музыкальную программу «Канон». Сегодня мы продолжим беседовать с художественным руководителем Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Георгиевны Зыкиной Дмитрием Сергеевичем Дмитриенко. 

В свое время Людмила Георгиевна инициировала создание многих проектов, многих фестивалей. Сегодня они живы? 

— Они живы. Вот мы буквально через несколько дней отправимся в замечательный город Сасово Рязанской области, где Людмилой Георгиевной Зыкиной как раз был создан фестиваль, посвященный творчеству замечательного композитора Александра Петровича Аверкина. Многие, наверное, этого имени не помнят, но многие помнят его песни. Замечательная искренняя добрая «Мама, милая мама, как тебя я люблю» или «На побывку едет молодой моряк» — это песни, которые тоже стали, в общем-то, отражением эпохи, отражением истории. 

Более того, я сегодня со сцены на наших концертах говорю о том, что многие песни, например: «Растет в Волгограде березка» композитора Григория Пономаренко, как исторические документы. Есть совершенно правильная фраза: «из песни слова не выкинешь».

Поэтому сегодня (как бы ни пытались кощунственно пересмотреть историю Второй мировой войны, ее итоги, кто же победил в этой войне) в этой песне все становится ясно: что это была за война, и какие ценности защищались теми людьми, которые оставляли свои жизни. Людмила Георгиевна фестиваль в Сасово заложила своей любовью, своим сердцем, и сегодня он живет, сохраняется, и мы ежегодно на него приезжаем.

Я только что вернулся из другой замечательной российской глубинки, поселка Бутурлино, который находится в Нижегородской области. Там уже в седьмой раз проходил фестиваль-конкурс «Вишневая метель» памяти Людмилы Георгиевны Зыкиной. Несколько сотен исполнителей ежегодно собираются и поют её песни, русские песни. Кстати говоря, там четыре категории исполнителей. Первая категория — самые юные, вторая категория — молодежь, третья — это уже более взрослые и, конечно, старший возраст. Во всех категориях настолько удивительные, яркие, влюбленные в русскую песню исполнители. Я жду этого конкурса каждый год, жду, чтобы туда поехать, снова его увидеть услышать.

«Оренбургский пуховый платок» — фестиваль в Оренбурге, живущий уже двадцать лет яркой, насыщенной, полноценной творческой жизнью, тоже связан с именем Людмилы Георгиевны Зыкиной. 

— Даже, поправлю вас, не с именем, а с голосом. Потому что ее голос… он действительно завораживает, по сей день вдохновляет многих исполнителей и является эталоном народного пения. 

50309ee2-1336-4cc9-8cf9-20556c04408b— Безусловно, да, и в то же время надо очень хорошо понимать, что подражать не нужно. Это индивидуальность. Людмила Георгиевна Зыкина была неповторимой и единственной, и чистота ее голоса — это та первооснова, которая заложена, так сказать, должна быть заложена в памяти о ней и в любви к ее голосу, к ее творчеству. Это очень важно. 

— Говоря о многогранности коллектива, хотел бы вас спросить об истории с Оскаром. Что это за история? 

— Интересное событие. Несколько лет назад нам позвонили и предложили записать музыку к голливудскому фильму «Отель Гранд Будапешт» режиссера Уэса Андерсона. Надо сказать, условия контракта были таковыми, что сюжет фильма не раскрывается. Так как, к сожалению, очень часто бывает сегодня за рубежом. И мы, в общем-то, довольно осторожно к этому отнеслись. Мне в руки как-то попал компакт-диск довольно странного содержания, и на нем написано: «Борщ, балалайка и бобы» — вот такая ассоциация с Россией. Мы этого опасаемся, потому что водка, селедка, мишка, балалайка — такие вещи, которые очень часто искусственно притягиваются по незнанию сути искусства русского. Поэтому мы, естественно, дождались сначала самого музыкального материала; озвучивать какую-то очередную ерунду, связанную с нашей культурой, мы категорически были против. Дальше нас убедили, что это такое композиторское решение Александра Депла. И там вообще не будет звучать русская народная музыка, а будет звучать авторская музыка, где просто будут использоваться народные инструменты, в частности, домры и балалайки. Когда мы это узнали, к этой работе отнеслись с интересом и отправились на запись этой музыки. 

Мы записывали ее в Париже в сентябре. Были замечательные солнечные дни. Париж — город прекрасный, удивительный, но нам ничего этого увидеть не суждено было, потому что с десяти утра до десяти вечера мы находились в студии и писали музыку. Писали под кадр, посекундно, под метроном... На третий день ребята уже устали выдохлись, им нужна была какая-то эмоциональная психологическая разрядка. И они начали в перерыве играть песню «Светит месяц» Василия Васильевича Андреева в обработке. Уэс Андерсон буквально влетел в студию, я хорошо все помню, это на моих глазах происходило, вот с «такими вот» глазами (показывает огромные глаза): «Что это за музыка? А “Светит месяц” как перевести на английский?» Это достаточно сложно, но перевели: «Горящая луна». Он: «Я хочу эту песню, эту мелодию в фильм!» «Да, пожалуйста, какие здесь, в общем, могут быть возражения?» Мы записали эту мелодию и, действительно, если посмотреть внимательно фильм «Отель Гранд Будапешт», там есть целые сюжеты, которые озвучиваются этой композицией. И более того, в конце, когда идут титры фильма, звучит та самая русская народная песня «Светит месяц» в обработке Андреева, которой уже более ста лет. В результате фильм вышел на экраны и, как мы знаем, получил Оскара. В результате саундтрек к этому фильму получает тоже Оскара. И Депла выходит получать в Голливуде Оскара под звучание «Светит месяц», нашей русской народной песни, всячески выражая счастье на своем лице. Полный восторг! Вот так совершенно случайно, наша русская народная песня получила Оскар. Было очевидно, что вот этот самый саундтрек был воспринят позитивно.

— Это очень приятно. 

 — Да, это очень приятно. Мы очень были этим фактом горды. И сейчас мы вспоминаем достаточно тепло эту работу ансамбля. Кстати, если посмотреть фильм «Отель Гранд Будапешт», то в конце, где идут титры, создатели написали на английском языке название нашего коллектива и поименно указали каждого музыканта. 

 — Хорошо, что вы ломаете стереотипы. Помогаете Западу принимать нас. 

— Это в каком-то смысле наша задача, потому что важны чистота и подлинность нашего искусства, национального русского искусства. Вот я когда начал говорить про глубину, про фольклор, то имел в виду огромный пласт национального академического исполнительского искусства. Ведь современные музыканты, играющие на русских инструментах, заканчивают консерватории, академию Гнесиных, получают полное академическое образование. Очень часто их уровень профессионализма, исполнения очень высок. Сегодня написаны замечательные концерты, сонаты для русских музыкальных инструментов, и, конечно, русского фольклора. Это удивительная музыка по своей красоте, по своему смыслу, значению. 

Вот когда начались печально известные события на Украине, замечательный композитор Александр Цыганков написал «Славянский концерт», где соединил все мелодии: русские, украинские, белорусские. Удивительный по красоте концерт, абсолютно символичный концерт по своему смыслу, значению. Потому — это именно искусство. Высочайшее искусство. 

— Миссия искусства. 

— Миссия искусства — абсолютно правильное слово. 

— Дмитрий Сергеевич, позвольте, я процитирую Людмилу Георгиевну: «Я ни разу не вышла на сцену, не помолившись Господу Богу. А если вдруг забуду, то потом, когда пою, у меня возникает ощущение, что голос звучит плохо из-за того, что я не попросила благословения Всевышнего».

— Вот. Это все ее. Вот эти все иконы, это как иконостас, посмотрите (показывает на иконы). Это все Людмила Георгиевна Зыкина, мы здесь ничего не трогали, все как было при ней. Икона «Божья Матерь» вверху расположена, это было при ней так. Она очень была человеком воцерковленным, верующим... 

 — Вам подобные чувства знакомы? Ваши отношения с Богом? 

ee25b7fa-67e8-42f6-a457-75f15db52402 — Безусловно. Мы очень дружим, кстати говоря, со многими монастырями. У нас большая дружба с Оптиной пустынью, мы уже несколько лет подряд приезжаем на фестиваль «Оптинская весна» в Козельск, и не просто приезжаем, наши ребята с удовольствием идут и на исповедь, и на крестный ход. Даже получалось так, что у некоторых наших ребят родились дети, они поехали крестить их в Оптину Пустынь. Мы только что были в Николо-Сольбинском женском монастыре, там замечательный фестиваль проходит. «Хлеб да Сольба» он называется. У нас много друзей среди православных священников, которые приходят на наши концерты. А мы к священникам обращаемся за духовной поддержкой, когда нам это бывает нужно. Да, это для нас имеет большое значение. 

— Ну, вообще, в принципе, исполнять русскую народную музыку и не быть верующим человеком это, мне кажется, невозможно. 

— Невозможно. Это два тождественных по смыслу и значению понятия, и Вы знаете, среди моих старших друзей, людей, которые в советской эпохе прожили большую часть своей жизни, есть люди, которые абсолютно искренне обращаются ко мне за такой организационной помощью. Они говорят: «Мы хотим принять православную веру». И здесь влияние русского искусства, в котором они прожили, как раз имеет большое значение. Поэтому, безусловно, это для нас очень важно. И вообще само по себе хоровое пение, хоровая культура у нас на Руси были доминирующими, а не инструментальная, как, например, в Европе. Поэтому все очень переплетено, и абсолютно правильно патриарх Кирилл сказал на одном из праздников славянской письменности и культуры, что хорошая песня — это как хорошая молитва. Действительно, здесь наша ответственность. Людмила Георгиевна Зыкина никогда не согласилась бы и не соглашалась исполнять то, что, условно говоря, ее попросили исполнить, за что могли заплатить какой-то гонорар. Здесь важно было только свое ощущение. И многие современные исполнители, с которыми мы дружим, придерживаются этого же всего. Поэтому главное, чтобы через душу и сердце песня прошла. А здесь без Бога, без молитвы, это просто не получится. 

 — Дмитрий Сергеевич, мы сегодня много говорили с Вами о коллективе, о Людмиле Георгиевне, как о «маме» этого коллектива, но ведь Вы являетесь «сыном полка» ведь Вы же — тот человек, без которого сегодня не существовал бы ансамбль

 — Вы знаете, это для меня огромная честь и огромная ответственность, как я уже чуть раньше сказал. Вы знаете, когда-то, много лет назад, на мою родину в Киров приехал ансамбль «Россия» на гастроли, и я подошел тогда к Виктору Гридину, который дирижировал. Подошел с маленьким листочком попросить автограф. Он улыбнулся. Он был высоким, очень красивым человеком (вот его портрет здесь у нас тоже в кабинете висит), и он сказал: «Димка, да ладно, все равно ты потеряешь этот автограф». Так вот по-житейски, по-своему сказал. Я очень обиделся, сжал кулаки и сказал: «Я не потеряю ваш автограф, подпишите мне, пожалуйста». Он действительно тогда подписал мне: «На добрую память» и расписался — Виктор Гридин. И вот если бы сейчас машину времени, чтобы в тот момент вернуться. Кто тогда мог знать, что встреча меня, маленького мальчика, мне тогда было лет десять-одиннадцать, и этого великого человека была символической?! Я тогда знать не мог, что судьба меня приведет вот сюда, в ансамбль «Россия», которым я тогда восхищался. 

 — Это маячок жизненный. 

 — Это, наверное, маячок или что-то очень промыслительное. Я очень дорожу этой работой. Тоже практически нахожусь здесь большую часть времени, потому что по-другому не получается. Я не заставляю себя, а просто так живу. Ансамбль стал действительно для меня домом, и он всецело мою жизнь сегодня подчинил его существованию, его развитию. Гастроли, концерты, записи — это образ жизни, и я очень благодарен моим коллегам – музыкантам, которые вместе со мной. Они понимают порой, что трудно. Приезжают в час – два ночи с концерта, в десять утра нужно уже быть в студии звукозаписи, записывать компакт-диск. Это непросто, но люди это понимают, люди тоже этим по-своему дорожат, и я очень им благодарен. Даст бог, мы еще сможем что-то хорошее сделать. 

 — Поэтому вы являетесь семьей. 

 — Безусловно. 

— Дмитрий Сергеевич, большое Вам спасибо за встречу, мы хотим пожелать Вам, Вашей семье вот в таком большом понимании крепкого здоровья и процветания. Мы от нашего канала хотим Вам подарить образ Иоана Предтечи, поскольку недавно было Рождество.

— В храме Иоана Предтечи я крестил свою старшую дочку. А в Коломенском есть храм усекновения главы Иоана Предтечи, там я младшую дочку свою крестил, поэтому спасибо огромное. 

 — Все промыслительно. 

— Спасибо огромное. 

— Спасибо Вам большое за встречу и храни Вас Господь. Всех Вам благ. 

 Культурный код