Версия для слабовидящих

Произведения для балалайки

Снимок экрана 2020-01-13 в 15-2

01. Отзвуки танцев старинных усадеб (2015)

02. Святочные гадания (2018)

03. Древнерусские игрища да гульбища (2016)

04. У райских врат - концерт-ляменто памяти Н.Н.Некрасова (2012)

 

 

 

Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" имени Людмилы Зыкиной

Дирижер Дмитрий Дмитриенко
Владимир Дунаев (балалайка)

Луиза Нуриева (Домра)
Композитор Валерий Кикта

 

 В программу компакт-диска вошли новые оригинальные сочинения композитора Валерия Кикты. Они написаны благодаря творческому сотрудничеству с блистательным молодым российским исполнителем - балалаечником Владимиром Дунаевым, солистом Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" им. Л.Г.Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко. 

Компакт-диск открывает концертная сюита "Отзвуки танцев старинных усадеб" (2015) для балалайки и ансамбля русских народных инструментов. В неприхотивых темах произведения слышны ностальгические ноты по тем временам, когда в усадьбах на балах звучала танцевальная музыка и жизнь била ключом. "Вальс-мазурка", "Мазурка", "Большой менуэт", "Детская полька", "Сарабанда" и "Галоп" - это всего лишь авторская аллюзия и реконструкция бальной музыки XIX века. Танцы объединяются четырьмя "интермедиями", имитирующими размеренный бой старинных часов. "Вступление" и "Заключение" ассоциируются с трагическими разорительными последствиями русских усадеб после рокового 1917 года. Они ощутимы и в наше время, когда более трех тысяч имений стоят в разрушительном плачевном состоянии. В. Дунаев проникся духом ушедшего времени, нашел какой-то особо благородный, аристократический тон звучания своего инструмента, а оркестр саккомпанировал в тонкой камерной манере. 

В одночастной сонате для балалайки соло "Святочные гадания" (2018) воспроизведена таинственная атмосфера гаданий на рождественские Святки.Неустойчивый мажоро-минорный лад основополагающей темы создал некую наряженную неустойчивость чередующихся образов в их вариационном развитии. Буквально до самого конца сонаты, помимо побочной светлой темы, сохраняется мистическая напряженность, загадочность и неопределенность. Обращают на себя внимание найденные автором нестандартные для балалайки эффекты. Здесь и "горящие свечи", и "плывущие хороводы", и "эхо таинственных голосов", и "потусторонние ауканья". К их исполнению В. Дунаев подошел с особой тонкосттью и деликатностью, что вполне соответствует духу сонаты. 

Ярким контрастом звучит дуэт для домры и балалайки "Древнерусские игрища да гульбища" (2016) Композитором колоритно и сочно воспроизведена картина шумных народных гуляний. Воображаемые молодые герои впервые в толпе находят друг друга, влюбляются и счастливыми растворяются в общем веселье. Сочинение исполняется на одном дыхании. Впечатляет слаженность и виртуозность игры замечательного ансамбля Луизы Нуриевой и Владимира Дунаева.

Завершает программу компакт-диска Концерт-ляменто "Урайских врат" для балалайки и народного оркестра (2012), посвященный памяти выдающегося дирижера Николая Николаевыича Некрасова. На протяжении сорока лет продолжалось плодотворное творческое сотрудничество между композитором и дирижером. Сам Н.Н.Некрасов великолепно играл на балалайке. На всемирном молодежном фестивале студентов в 1957 году в Праге, он покорил слушателей своим исполнением "Венского каприччио" Ф. Крейслера в переложении для балалайки с фортепиано. Неслучайно тема этого сочинения вплетена в ткань Концерта-ляменто, а вторым планом ей контрастирует виртуозная полетная линия сольной балалайки. Обращает на себя внимание партия литавр, проходящая через весь концерт и раскрывающая драматургию проищведения. Ее неустойчивые ритмы в конце сочинения буквально требуют открытия райских врат. В заключительном ми-мажорном аккорде образно и зримо на крещендо медленно открываются и на димидуэндо закрываются гигантские врата. Возникает вечно философский вопрос: "Кому открываются врата в рай?". Вероятно тому, кто верой и правдой служил своему делу и до конца был предан высокому искусству. Неординарное произведение глубоко прочувствовано и мастерски исполнено Владимиром Дунаевым и Государственным академическим русским народным ансамблем "Россия№ имени Л.Г.Зыкиной под управлением дирижера Дмитрия Дмитриенко.  

Нардный артист России, член Союза композиторов России, профессор А.А.Цыганков.

  Снимок экрана 2020-01-13 в 15

Владимир Дунаев (балалайка)

Солист Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной. 
Преподаватель ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова по классу балалайки. 

Владимир Дунаев родился в селе Курино Кировской области. Музыкой начал заниматься в шесть лет в ДШИ станицы Северской Краснодарского края в классе преподавателя В.Ф. Редкобородова. В 2004 году окончил Краснодарское музыкальное училище в классе преподавателя В.А. Алишевича.

В 2004 году поступил в Российскую академию музыки им. Гнесиных в класс профессора А.А.Горбачева. Закончив академию, в 2009 году поступил в аспирантуру в Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова, в класс Народного артиста России, профессора А.А.Цыганкова.

За годы обучения Владимир становится дауреатом множества всероссийских и международных конкурсов. Среди них можно выделить IX Молодежные Дельфийские игры (Золотая медаль), Московская обл. 2010г., II Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах им. И.Я.Паницкого, Саратов 2011 г., (I Премия), I Международный конкурс им. Ипполитова-Иванова, Москва 2011 г., (I Премия), Международный конкурс исполнителей на народных инстументах "Жемчужина кубани", Краснодар 2010 г. (I Премия). 

Являясь ярким представителем национальной культуры России, музыкант ведет как ансамблевую, так и сольную концертную деятельность в России и зарубежом. Является постоянным приглашенным исполнителем в таких городах как Брянск, Орел, Петрозаводск, Южно-Сахалинск, Самара, Тверь, Смоленск и  участником таких фестивалей как: "Московская осень", "Музыка России", "Струны молодой России". Также является членом жюри городских и всероссийских детских конкурсов. 

О своей профессии музыкант говорит так: "Мое основное направление - это расширение репертуара и просветительская деятельность в отношении национальных инстурменов". В связи с этим Владимир Дунаев тесно сотрудничает с известными композиторами и является первым исполнителем произведений В.Кикты, М.Броннера, И.Кайновой, Д.Хорова, О.Евстратововй, В.Бикташева... Отечественные композиторы с благодарностью посвящают свои произведения исполнителю.

Валерий Кикта

Заслуженный деятель искусств России и Украины, Лауреат премии мэрии Москвы, Лауреат премии им. Д.Д.Шостаквича и фонда им. И.С.Козловского, Профессор Московской консерватории, член Союза композиторов России. 

Многие из произведений композитора уже стали современной музыкальной классикой. Музыкальное образование получил в Московском хоровом училище, руководимым тогда А.В.Свешниковым, что навсегда отозвалось особой любовью к хоровой музыке. Учебы была продолжена в Московской консерватории по классу композиции у профессора С.С.Богатырева, а затем, по рекомендации Д.Д.Шостаквича, -  в аспирантуре под руководством Т.Н.Хренникова. Музыка В.Кикты широко известна не только в России, но и далеко за ее пределами, в том числе в странах Европы, США, Канаде и Японии.

В творческом портфеле композитора 12 балетов (Среди них "Дубровский", "Свет мой, Мария!", "Муха-Цокотуха", "Откровения", "Андрей Рублев" и др.) его перу пренадлежат так же симфонические произведения - "Украинские колядки, щедривки и веснянки", "Фрески Святой Софии Киевской", "Похищение Европы" (по картине В.Серова),"Владимир-Креститель" и "Концертштюк". Им наисаны оратории, кантаты, инструментальные концерты, произведения для арфы, органа, хоровые, вокальные, камерно-инструментальные сочинения, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыка для театра и кино. 

logo   russian_disc_logo